15.02.2017 20:42
Власть

Челябинские муниципалитеты поощрят за увеличение доходной базы

Дотационные регионы отучат тратиться на "икорку и коньячок"
Текст:  Михаил Пинкус (Челябинская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №34 (7200)
Читать на сайте RG.RU
В свете развернувшейся полемики о перегибах в межбюджетных отношениях мы решили выяснить мнение региональных финансистов. Южный Урал в рейтинге субъектов РФ по бюджетной обеспеченности на 32-м месте - крепкий "середнячок", хотя в УрФО он серьезно уступает нефтегазовой "матрешке" и Свердловской области. Легко ли жить дотационным регионам, мы спросили у министра финансов Челябинской области Андрея Пшеницына.

Андрей Вадимович, идут разговоры о том, что дотационным регионам живется легче - им больше помогают. А потому количество субъектов-доноров в стране сокращается. Разделяете ли вы эту точку зрения?

Челябинские торговые сети ввели штрафы для поставщиков

Андрей Пшеницын: Категорически не согласен. Главный посыл дискуссии в том, что федеральная помощь регионам-донорам теперь будет иметь больше ограничений. Но послушайте, это же логично! Хотя Челябинская область далеко не бедный регион и поддержка Федерации для нас невелика, я считаю: чем слабее регион, тем в большей помощи он нуждается. У нас федеративное государство, а значит, граждане должны получать бюджетные услуги на одном уровне вне зависимости от того, бедно или богато живет их регион.

В свое время в федеральном бюджете был создан фонд стимулирования, но его средства распределялись между всеми территориями, включая самые успешные. Представьте, что вы хорошо зарабатываете, платите налоги, за счет которых покупается общественный транспорт, и вам за это дают право бесплатного проезда. Между тем именно так работает принцип "деньги к деньгам", когда федеральный центр больше помогает регионам, имеющим больше возможностей для развития. Поэтому сегодня мы абсолютно солидарны с Минфином России, который последовательно реализует новый принцип  "деньги к потребностям".

Прежняя установка во многом была продиктована позицией отраслевых министерств, заинтересованных в привлечении средств в подведомственные сферы. Рассуждали примерно так: зачем к двум копейкам Курганской области добавлять 200 миллионов, если можно отдать их Москве, которая вложит еще полмиллиарда? Однако при таком подходе в Кургане ничего, кроме сельского хозяйства, никогда не появится. А в Москве все будет бурлить и развиваться. Нужно четко оценивать потребности территорий и помогать тем, кому это действительно необходимо.

Россия снабдит Китай овсом и гречкой

Бесконечно забирая у сильных и отдавая слабым, можно лишить стимула к развитию и тех, и других…

Андрей Пшеницын: Стимулы никуда не делись. Только теперь они связаны не с преференциями регионам, которые много зарабатывают, а с наличием жестких запретов и ограничений для тех, кто зарабатывает меньше и потому чаще дотируется. Образно говоря, дотационные территории не смогут потратить господдержку на "коньячок и икорку", а должны установить у себя жесткий "рацион" и режим экономии.

Инструменты для этого есть. В бюджетном законодательстве все субъекты РФ разбиты на три группы. Для каждой дотационной предусмотрен свой перечень ограничений. У слабых существует стимул попасть в сильную группу, а у сильных - не скатиться к слабым.

Челябинская область не является высоко- или даже среднедотационным регионом, но нам не разрешается многое из того, что позволяется, скажем, Тюменской или Свердловской областям. К примеру, мы не можем поднять зарплату госслужащим, а они могут.

Аналогичный принцип ограничений работает и в Челябинской области по отношению к муниципальным образованиям. К примеру, когда-то у нас рос консолидированный долг из-за муниципалитетов, безответственно бравших займы. Ввели новый механизм:  территории, рассчитывающие на финансовую помощь области, должны согласовывать привлечение банковских кредитов. И долг перестал расти, потому что сейчас мы даем согласие только на перекредитование, связанное с обслуживанием прежних обязательств. Поделились своим опытом на федеральном уровне, и теперь это условие включено в тексты дотационных соглашений с регионами и в новую редакцию Бюджетного кодекса РФ.

Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы отучить регионы жить не по средствам?

Новая стратегия Минпромторга поможет возродить заводы на Урале

Андрей Пшеницын: Прежде всего искоренить кредиторскую задолженность. Не так давно рабочая группа при Минфине РФ рассматривала проблему бюджетного дефицита в одном из регионов России. Сначала, еще при верстке бюджета, там прогнозируются поистине фантастические доходы, затем проводятся конкурсы на поставку товаров, работ и услуг, заключаются контракты. А под конец года выясняется, что денег в бюджете нет. Тогда чиновники едут с повинной в Москву: "Не рассчитали, помогайте". И им помогают!

У нас в области этим часто грешили главы территорий незадолго до истечения сроков полномочий. Думали, что терять им нечего, и хотели оставить в родных краях "свой след". А оставляли одни долги. Мы даже информировали об этом прокуратуру, пытались доказать, что здесь можно вести речь о превышении полномочий с причинением ущерба. Но, поскольку корыстный умысел в таких случаях доказать непросто, нас не слышали.

В этом году наконец-то введен запрет на заключение контрактов без наличия бюджетных ассигнований, и теперь мы полностью контролируем ситуацию. Но осталась проблема завышения доходов. Получается, что без денег заключать контракты нельзя, а "рисовать" доходы можно. Есть еще над чем поработать.

Решить проблему одним "кнутом" тоже, наверное, нельзя. Как подвигнуть муниципалитеты к наращиванию собственных доходов?

Андрей Пшеницын: В этом году губернатор принял решение о передаче территориям 50 процентов сборов по упрощенной системе налогообложения (УСН), а это 2,8 миллиарда рублей. На УСН, как известно, находится малый бизнес. Получается, помогая его развитию, территории смогут заработать больше. Кроме того, принято решение о передаче муниципальным образованиям 100 процентов госпошлины от услуг многофункциональных центров. Принцип тот же - развивайте сервис предоставления госуслуг и зарабатывайте деньги.

Стоит отметить, что раньше эти средства распределялись в виде фиксированной финансовой помощи. А это, как показывает практика, не всегда эффективно. Кроме того, находились и те, кто считал, что его незаслуженно обделили. Теперь объективность распределения ни у кого вопросов вызвать не может.

Раньше муниципалитеты Южного Урала получали фиксированную финансовую помощь, с 2017-го им передана половина сборов по УСН и госпошлина на услуги МФЦ. Это стимул зарабатывать

Что касается дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, то начиная с прошлого года мы практикуем новый подход по отношению к хорошо поработавшим территориям. Если их доходы выросли больше, чем в среднем по региону, то все, что заработано сверх этой планки, мы не считаем и, соответственно, господдержку на этот процент не снижаем.

Что делается для оптимизации процедуры получения господдержки?

Четыре тюменских района нарастили налоговую базу

Андрей Пшеницын: Корректировка на федеральном уровне уже проведена. Нормативными актами установлены сроки: до 1 февраля субсидии распределяются между субъектами РФ, а до 1 марта заключаются соответствующие соглашения с каждым регионом. Если хоть одно из условий окажется невыполненным, деньги у отраслевых министерств заберут обратно в бюджет. Это стимул: либо деньги попадут в отрасль и начнут работать, либо их не будет совсем.

В Челябинской области аналогичной правовой базы пока не создано, но есть поручение губернатора, по которому до 1 апреля все средства необходимо распределить между получателями.

Выдерживается ли баланс интересов при передаче федеральных полномочий на региональный уровень?

Андрей Пшеницын: Для нас это больная тема. В свое время мы предлагали запретить передачу федеральных полномочий дотационным регионам. Логика проста: если субъекту не хватает средств на исполнение собственных обязательств, то можно ли перекладывать на него еще и федеральные?

На деле же мы вынуждены исполнять и свои, и переданные, и закрепленные полномочия, да при этом еще доплачивать, потому что выделенных из федерального бюджета средств не всегда хватает. К примеру, за организацию тушения лесных пожаров в прошлом году мы доплатили 68 миллионов рублей. Еще 370 миллионов рублей регион добавил на лекарственное обеспечение федеральных льготников и 268 миллионов - на приобретение лекарств, которых нет в федеральном перечне, по решениям судов. Если бы мы получали помощь Федерации в полном объеме, эти средства могли бы пойти на строительство дорог, детских садов, школ…

Новак: РФ настаивает на полном погашении Белоруссией долгов за газ

С весны 2016-го федеральный центр проводит масштабную ревизию исполнения регионами переданных и закрепленных полномочий. Причем в конце года премьер-министра впервые проинформировали о дополнительной нагрузке, которая легла на бюджеты субъектов. Остается ждать, какие будут приняты решения.

И традиционный вопрос: каковы ваши прогнозы на 2017 год?

Андрей Пшеницын: Мы обычно осторожны в прогнозах: не "рисуем" доходы и не копим долги. Надеемся, что ситуация с исполнением бюджета будет не хуже, чем в прошлом году. Несмотря на то что по экономическим показателям Челябинская область немного отстает от среднего уровня по стране, наблюдается рост доходов. По итогам 2016-го - около четырех процентов. А по налоговым и неналоговым доходам - семь процентов. Это позволило сократить дефицит бюджета с 8,7 миллиарда до 166 миллионов рублей и нивелировать его за счет собственных ресурсов. Если в 2017-м будет принято решение о дополнительных капитальных вложениях, связанных с проведением саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске, дефицит бюджета уже не будет минимальным. Но мы к этому готовы и, конечно, будем рады любой помощи  Федерации.

Регионы Челябинская область Урал и Западная Сибирь