16.03.2017 03:40
Экономика

Почему в Сибири растет число жалоб на виртуальные покупки

Число клиентов, недовольных деятельностью торговых интернет-площадок, будет расти
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Экономика Сибири: №54 (7220)
В последние годы Интернет становится все более популярным у покупателей различных товаров, пользователей государственных и коммунальных услуг. Даже в период кризиса здесь наблюдался стабильный рост. Хотя самыми продвинутыми странами в данной сфере являются США и Китай, российский виртуальный рынок тоже развивается.
Читать на сайте RG.RU

Интернет вещей

Сибиряки все активнее приобщаются к интернет-ресурсам, предлагающим услуги в сферах розничной торговли, страхования, банковского обслуживания, телекоммуникаций.

Роспотребнадзор: Каждый седьмой интернет-магазин скрывает свой адрес

- Новосибирцы здесь более активны, омичи - менее. Но поскольку количество гаджетов давно превысило число людей, процесс дальнейшего погружения в Сеть неизбежен, - убежден интернет-маркетолог из Омска Петр Козлов. - Соответствующие устройства в мире производят более четырехсот компаний, еще триста выпускают комплекты "сделай сам". Так что управление транспортом, предприятиями или жилыми домами все больше происходит без личного участия человека.

Новые дистанционные технологии, которые берут на вооружение сибиряки, позволяют при помощи планшета или смартфона быть в курсе того, что происходит в квартире, офисе или на даче, находясь за многие километры от них. "Умные" датчики и камеры зафиксируют течь водопроводной трубы, сбой температурного режима, проникновение непрошеного гостя. А сотрудники управляющих компаний благодаря интернет-технологиям могут контролировать расход ресурсов, не заходя в квартиры жильцов. "Приборы становятся умнее людей", - шутят аналитики.

- Сейчас в стране готовится законодательная база, позволяющая проводить удаленный автоматический сбор данных приборов учета. Когда соответствующий федеральный закон вступит в силу - а это может произойти уже в нынешнем году, - количество пользователей такими технологиями сразу же вырастет, - отмечает Петр Козлов.

Насколько активно - покажет время, поскольку внедрение таких систем требует определенных финансовых вложений.

Новые технологии находят все большее применение и в производстве, в том числе в сельскохозяйственном. В Омской области уже действует более десяти современных роботизированных доильных комплексов, способных обслуживать целые стада, при этом контролируя (благодаря индивидуальным чипам) состояние каждого животного.

- Электроника определяет, когда у коровы заканчивается молоко, и автоматически отключает аппарат, - рассказывает предприниматель из Таврического района Руслан Деренюк. - Если животное нездорово, датчики мгновенно отреагируют и закроют общий резервуар для доступа сомнительного молока.
 В перспективе такой подход в животноводстве должен стать всеобъемлющим.

- Система идентификации и регистрации сельскохозяйственных животных, в первую очередь, защитит права потребителей и поможет обеспечить безопасность и высокое качество мясной и молочной продукции. Помимо этого, она является необходимым элементом "цифровой экономики", где главным принципом станет горизонтальная интеграция, - уверен директор Ассоциации Интернета вещей Андрей Колесников.

Товар на мониторе

Широкие возможности открывает Интернет и для торговли. В Сети одна за другой появляются универсальные электронные площадки - маркетплейсы.

- Они в наибольшей мере удовлетворяют потребностям современного покупателя, который уже не хочет традиционного и отнимающего уйму времени шопинга, а стремится найти товар в Интернете, посмотрев картинки и почитав отзывы, - поясняет резидент омского IT-парка Антон Дрязгов. - Задача бизнеса в данном случае - максимально быстрое и недорогое удовлетворение этих потребностей.

Жительниц Урала разорила "выгодная" онлайн-покупка норковых шуб

Система электронных площадок выстроена как на обычном рынке. Поставщик арендует виртуальную торговую "точку", которая ему не принадлежит, размещает на ней товары, продвигает свой ресурс и зарабатывает на комиссии.

Главное правило современных продаж - все должно быть просто и функционально. Предложений на рынке так много, что никто не будет тратить время, чтобы изучить особенности пользования тем или иным сервисом или ждать, пока загрузится страница. Задача торговой площадки состоит также в том, чтобы заплатить за товар можно было легко и безопасно.

- Еще один плюс системы - вменяемый аутсорсинг. Чтобы начать дело, вовсе необязательно иметь глубокие знания и многолетний опыт, достаточно просто купить качественный сервис. Огромный штат сотрудников заменит набор компетенций. Технологии продвижения товара тоже можно доверить профессионалам. Были бы деньги, - подчеркивает проектировщик сайтов Сергей Райкинен. - Думаю, это интересно предпринимателям, особенно молодым.

О перспективности рынка говорят цифры. По данным Национальной ассоциации дистанционной торговли, за последние три года в России было совершено 800 миллионов интернет-покупок. Даже кризисный 2015-й показал 20-процентный рост. А по прогнозу Европейской ассоциации интернет-торговли (IMRG) к 2025-му каждая пятая покупка будет совершаться в Сети.

Прозрачный кошелек

Минкомсвязь: Половина россиян заказывает госуслуги через интернет

Впрочем, у этой медали есть и обратная сторона. По данным Роспотребнадзора, число недовольных виртуальных покупателей за последний год выросло в 2,5 раза. В первую очередь они жалуются на отказы продавцов принимать назад товар (например, не подошел размер одежды или обуви) и возвращать за него деньги. Нередко на сайтах нельзя найти описания товара, названия и адреса компании-производителя. Сплошь и рядом покупатели жаловались на долгое ожидание посылки, несоответствие товара заявленным характеристикам, отсутствие маркировки, инструкции по эксплуатации. Защитники прав потребителей уверены, что число клиентов, недовольных деятельностью торговых интернет-площадок, будет расти.

Еще одна проблема - виртуальные мошенники, которые научились добывать паспортные и банковские данные и совершать покупки от чужого имени. По данным лаборатории Касперского, объем несанкционированных операций с использованием платежных карт граждан в 2016-м составил один миллиард рублей, а юридические лица не досчитались 1,9 миллиарда. Впрочем, это вдвое меньше, чем годом ранее, то есть разработчики систем интернет- безопасности тоже не дремлют.

Между тем

По данным института маркетинговых исследований GFK, в прошлом году совокупная интернет-аудитория в России оставалась стабильной и составляла порядка 84 миллионов человек. А вот аудитория пользователей мобильного Интернета прибавила шесть миллионов человек. Зоной роста на рынке цифровой техники в 2016 году, главным образом, были смартфоны. К настоящему времени 56 миллионов россиян в возрасте от 16 лет пользуются Интернетом на мобильных устройствах, что составляет 46,6 процента всей аудитории.

Товары и цены Омск Новосибирск Сибирь