Напомним, что почти год назад, в апреле 2016, музей Окуджавы был включен в качестве филиала в состав Государственного литературного музея (ГЛМ). Хотя федеральный статус музея и, соответственно, государственное финансирование сохранялись, должность директора музея, которую занимала вдова Окуджавы, сокращалась. При этом министерство культуры Российской Федерации говорило о своей "готовности продолжить с ней сотрудничество, направленное на дальнейшее развитие музея Булата Окуджавы".
Идея "сократить вдову" поэта, написавшего "Возьмемся за руки, друзья", "Часовые любви", песни для культовых фильмов "Белое солнце пустыни", "Белорусский вокзал", "Женя, Женечка и "катюша", "Соломенная шляпка", "Звезда пленительного счастья", скажем прямо, вызвала резонанс.
Тут надо заметить, что музей изначально возник в августе 1998-го, год спустя после смерти поэта, как "народный музей Булата Окуджавы в Переделкине". Он был поддержан известными литераторами, журналистами, музейщиками. Год спустя он обрел статус государственного, благодаря чему музею была гарантирована финансовая поддержка. В год десятилетнего юбилея музея, то есть в 2009 году, речь шла о пяти миллионах рублей, которые поступали из федерального бюджета. Из этих денег оплачивались коммунальные услуги, зарплаты 20-ти сотрудникам музея, транспортные расходы…
Собственно, уже в 2009 году, когда возникли проблемы с финансированием, выяснилось, что несмотря на то, что с 2004 года музей Окуджавы был переведен на баланс Московской области, он пять лет получал деньги из федерального бюджета. Причина этой неразберихи была в том, как тогда объяснялось, что "документы с новым владельцем не были оформлены надлежащим образом". В конце концов в 2012 году музею вернули федеральный статус. Но тема ненадлежащим образом оформленных документов прозвучала вновь уже в 2016 году, когда в музей пришли проверяющие из министерства культуры. В частности, тогда сообщалось, что "учет и хранение музейных предметов в музее осуществлялись с нарушениями законодательства Российской Федерации в сфере музейного дела".
Ситуацию, в общем, можно понять. Вдова Окуджавы живет в том же домике, где поэт прожил с ней последние десять лет своей жизни. Жил так, как он написал в "Песенке об открытой двери": "Пусть будет теплою стена / И мягкою - скамейка… / Дверям закрытым - грош цена. / Замку цена - копейка!". Собственно, именно атмосфера дома, открытого друзьям, любителям поэзии, которую сохраняет все эти годы Ольга Владимировна Арцимович, и влечет сюда людей. Не в последнюю очередь сюда ехали и едут еще и "к поэту в гости", потому что здесь все так же, как было при нем… "Кричат за лесом электрички,/ от лампы тени по стене, / и бабочки, как еретички,/ горят на медленном огне…".
Но точно так же очевидно, что с музейными правилами как-то трудно согласуется поэтическая максима "дверям закрытым - грош цена".
Почти год назад Минкульт решил дилемму, взяв за образец модель, в рамках которой существуют дом-музей Бориса Пастернака и дом-музей Корнея Чуковского, здесь же, в Переделкине. Они являются филиалами Государственного литературного музея (ГЛМ). Была озвучена идея литературного "музейного кластера" в Переделкине. Впрочем, то, что Переделкино - место писательское, где "дышит почва и судьба", ясно давно и без звонкого слова "кластер". Проблема в том, что Ольга Владимировна в "кластер" не хотела. Хотела - наособицу. Имеет право, чай, не времена коллективизации. Но музей-то не частный - государственный, федерального подчинения.
Соответственно, за него отвечает министерство культуры. И то, что музей выводится из состава Литературного музея, в этом смысле ситуацию не меняет.
Как будет развиваться ситуация теперь с музеем Окуджавы после принципиального решения вернуть ему самостоятельный юридический статус?
Об этом рассказывает министр культуры РФ Владимир Мединский: "С Ольгой Владимировной я и Дмитрий Петрович Бак, директор Литературного музея, общались в эту субботу. Ольга Владимировна, с одной стороны, признала, что в музее есть много нерешенных проблем, начиная с архивации музейных вещей и кончая отсутствием кассового аппарата, с другой стороны, просила сохранить статус отдельного федерального музея. Мы вместе выработали следующий механизм обратного "перехода" музея Булата Окуджавы в статус самостоятельного юридического лица.
Сейчас, когда нужно привести в порядок всю документацию (а это большой объем работы), Ольга Владимировна будет опираться на большую административную структуру Литературного музея. На этот период она будет заведовать филиалом Литмузея в Переделкино. Речь идет о тех вопросах, которые ей одной как руководителю сложно решить. Когда будут решены проблемы, связанные с регистрацией имущества музея Окуджавы, учетом музейных вещей, финансовой отчетностью, билетами и прочим, музей будет выделен в отдельное юридическое лицо. Думаю, что этот процесс займет несколько месяцев. После чего мы со спокойным сердцем вернем музею Окуджавы полноценный статус самостоятельного федерального учреждения культуры, которое она возглавит. Это решено и запротоколировано".
Прямая речь
Дмитрий Бак, директор Государственного литературного музея (ГЛМ):
В сложившейся ситуации для Государственного литературного музея нет никакого повода для изменения позиции. Мы, как и прежде, настроены конструктивно и позитивно. ГЛМ включает несколько крупных мемориальных музеев, в том числе Лермонтова и Герцена, Достоевского и Пастернака… Этот сложный организм не мог бы оставаться управляемым без централизации многих важнейших направлений работы: правового обеспечения, музейного учета, охраны, информационного продвижения и других. Именно в этих областях мы уже оказали и будем оказывать посильную помощь Дому Булата Окуджавы. Многие проблемы здесь копились годами, они требовали и требуют значительных ресурсов и сил, которые обычно отсутствуют у небольших музеев. Сейчас мы совместно с Ольгой Владимировной согласовываем конкретный план действий, которые позволят нам достигнуть всех главных целей, в равной степени актуальных и для нас, и для всех посетителей литературных музеев России, а также и для всей нашей культуры в целом.
Булат Окуджава