И дело, конечно, не в четырех премиях "Ника" и одной статуэтке "Золотого орла" (которых, конечно, могло быть и побольше, но - сами знаете). Онлайн-кинофестиваль "РГ" "Дубль дв@" предпринял попытку вернуть эту необычную ленту зрителю, и такой возможностью стоит воспользоваться (сегодня она еще есть).
Авторы продемонстрировали известную смелость, взявшись за полную самых неожиданных подводных камней (кое-какие показались со дна совсем недавно) тему духовной борьбы христианина, к тому же воспользовавшись не особенно модным в наши дни форматом притчи.
Условное деление повествования на две части - "комедийную" и "морализаторскую" - подвело многих к соблазну начать их сравнивать в соответствии со своими этически-мировоззренческими предпочтениями. И многие ему с энтузиазмом поддались, не вполне основательно отвергая редкую для нынешнего российского кинематографа целостность и содержательную внятность сюжета. Ни то, ни другое, конечно, вовсе не означает бесспорности и непогрешимости (особенно последней, учитывая специфику контекста) его смысловой концепции. О чем свидетельствует неоднозначная реакция на картину в самых разных кругах. Ну и хорошо - наконец-то есть представителям этих самых кругов что спокойно (более-менее) обсудить.
Немудреная, но и не такая простая, как может показаться на первый взгляд, история монаха Ивана, одолеваемого бесом и идущего к искуплению (не только и не столько собственному) через жертву, безусловно, не производила бы такого эффекта, если бы не соответствующая реализация. Крепкие актерские работы (в случае исполнителя главной роли Тимофея Трибунцева - так и вовсе блестящая; а какой замечательный Николай I вышел из Никиты Тарасова!), остроумно прописанные персонажи обеспечивают по-настоящему смешное и едкое введение в фантастичный гоголевско-пушкинский мирок заштатного русского монастыря XIX века, а затем с таким же успехом иллюстрируют его пронзительную трансформацию.
Причем комедийная составляющая (украшающая собой отнюдь не только т.н. "первую часть") при всем своем гротеске, сатиричности, а порой - и безжалостности, бесконечно далека от вошедшего ныне в моду твердолобого антиклерикализма. Впрочем, такой форме размышлений о религиозных проблемах здесь места найтись и не могло, что окончательно подтверждается обезоруживающе прямолинейной, но не лишенной изящества развязкой.
4.0