Итоги 2016 года: 9 лучших российских фильмов. Версия "Кинократии"

Журнал
    30.12.2016, 19:35
Совсем скоро грядет финальный аккорд итогов года от "Кинократии" - наш перечень лучших из лучших фильмов, снятых в уходящем 2016-м. Ну а пока - отдельной статьей, как уже поступили с несколькими жанрами, пройдемся по российским лентам.
 Фото: kinopoisk.ru  Фото: kinopoisk.ru
Фото: kinopoisk.ru

Год кино, надо признать, был во многом обескураживающим. На нас, как обычно, вылили тонну "комедийных" помоев, а также вновь рассказали о безысходной жизни в "этой стране". Исправить ситуацию попытались несколькими блокбастерами. Хотя кому-то "Дуэлянт", "Экипаж" и "Ледокол" ожидаемо пришлись по вкусу, наша подборка содержит кое-что совершенно иное.

"28 панфиловцев"

Картину Андрея Шальопы, снятую, в том числе, на народные деньги, еще до релиза стало модно ругать. Мол, и панфиловцев никаких не было, и вообще - пропаганда все это и агитация. На деле же "28" получились, с одной стороны, стильным оммажем визуальной манере Зака Снайдера (ну и Фрэнка Миллера, конечно, тоже). С другой - последовательным и очень сбалансированным высказыванием об одном из самых хрестоматийных подвигов Великой Отечественной для тех, кого интересуют не голые факты, а причины и следствия. Тут нет ни хмурых особистов, ни матерящихся дезертиров, ни, наоборот, орущих квасно-патриотические лозунги сталинистов в погонах. Зато есть мастерски снятая (и это - при небольшом бюджете) грандиозная битва, от которой захватывает дух. А еще - самоироничные отсылки к японской и американской киноклассике.

"Милый Ханс, дорогой Петр"

Если уж говорить о критике, то в обратную - по сравнению с "Панфиловцами" - крайность ударились многие из тех, кому очень не понравилась идея Александра Миндадзе снять кино о предвоенных взаимоотношениях немецких инженеров с советскими специалистами. Однако никакой "реабилитации нацистов" режиссер, естественно, в виду не имел. Вместо этого он продолжил (и завершил) свою "трилогию катастроф" еще одной картиной о колоссальном напряжении и неизбежном взрыве. У "Ханса и Петра" очень простой - даже схематичный - нарратив. Но, как и положено крупному (пост-) модернисту, Миндадзе по максимуму использовал возможности своего киноязыка, продолжающего традиции таких мастеров, как Герман и Лопушанский. Итогом стало мощное экзистенциальное высказывание с более чем убедительными актерскими работами. И - подчеркнем - изящное и деликатное, чего не скажешь о многих "ревизионистских" фильмах, справедливо обвиняемых в спекуляции на теме, которая естественным образом остается в нашей стране очень болезненной.

"72 часа"

Еще один фильм о Великой Отечественной - "72 часа" Киры Ангелиной - остался почти без внимания. Не помогло даже то, что он стал единственным тематическим фильмом, приуроченным к празднованию Дня Победы. Он совершенно точно заслуживает большего, ведь таких ровных и выдержанных картин с соответствующей атмосферой о нашем прошлом не хватает. Военным его не назовешь - в нем нет никаких батальных сцен, так как речь идет о юных подпольщиках в оккупированном немцами городе, - но эпоха передана безо всякого ненужного лоска. Все это позволяет отнестись к "72 часам" со снисхождением, несмотря на ряд заметных недостатков.

"Эликсир"

Прокат фильма "Эликсир" молодого российского режиссера был коротким и незаметным. Что ж, очень жаль. Потому что это - одна из самых интересных и нестандартных отечественных картин за последнее время. Предстающая перед зрителем мистическая, населенная архетипами русская утопия, парадоксально привязанная к пространству и существующая вне времени, поистине завораживает. И противостоящие всем ее разнообразным смыслам темные силы, похоже, не могут уничтожить сам ее феномен. Этот калейдоскоп понятий, образов и ссылок определенно стоит посмотреть и осмыслить, причем - не один раз.

"Хороший мальчик"

Трогательную комедию Оксаны Карас о нежном возрасте мы уже хвалили неоднократно и напоследок сделаем это еще разок. Легкий и при этом на удивление осмысленный фильм, который к тому же может похвастаться редким для нашего кино чувством юмора, рядом остроумных киноцитат, отличной командой молодых актеров и заслуженных звезд, наконец оказавшихся на своем месте, что с ними в последнее время происходит нечасто.

"Хардкор"

За что бы ни брался Илья Найшуллер в уходящем году - все превращалось в золото, обильно инкрустированное драгоценными камнями, сверху политое золотом и обваленное в драгоценных камнях. А началось все с ломовейшего трэш-боевика с видом от первого лица, разрезанием головы Данилы Козловского его же глазным нервом, феерическим музыкальным номером I've Got You Under My Skin и прочая, и прочая. Кто-то жаловался на тошноту, кто-то - на переизбыток экшна (оксюморон!), но давайте начистоту: "Хардкор" - самое свежее и угарное, что случилось с российским кино за 12 (как минимум) месяцев. Кто не согласен, тот скучный.

"Контрибуция"

Костюмный детектив Сергея Снежкина по одной из ранних повестей Леонида Юзефовича про генерала Пепеляева соорудил вокруг себя небольшой скандальчик (злые языки поговаривают, что то был пиар), но все равно не особенно всколыхнул к себе интерес. Тем не менее фильм этот, призванный ознаменовать начало новой эры "Ленфильма", вышел довольно симпатичным. Не восхитительным и не умопомрачительным, но достойным. В нем есть чудные двухкомнатные декорации, приятные актерские работы и стройный - с небольшими оговорками - сценарий с полагающимся по жанру твистом. Достаточно, чтобы не жалеть о потраченном на просмотр времени.

"Эластико"

Несмотря на то, что в тренде нынче якутское кино, здесь его не будет: "Его дочь" нам очень понравилась, но до проката она доберется (если доберется) только в следующем году. Зато будет бурятское. Создатели криминально-бритозатылочной дилогии "Решала" осенью презентовали этакий полуспинофф-полусиквел под названием "Эластико", тоже с черными куртками, спортивными костюмами и прочими неотъемлемыми прибамбасами провинциального бытия. Не такой, впрочем, угрюмый (хотя хэппи-энд там довольно спорный), как предтечи, зато про любовь и отечественный футбол. Что важно, суровая российская действительность здесь изображена предельно честно, без излишнего сгущения красок - большая редкость в наши дни. Плюс добротная режиссура и незамыленные (в основном) лица на экране.

"Дама пик"

Где-то нескладный, где-то чрезмерно китчево-напыщенный фильм Павла Лунгина с рассказом Пушкина и оперой Чайковского в основе невообразимым образом оказался совсем не тем, чем казался. Что именно он такое и зачем, сказать вообще трудно. И в основном поэтому смотреть, а вернее - рассматривать его доставляет такое странное, почти неуловимое удовольствие. "Дама пик" многогранна и эфемерна: с одной стороны эта картина пуста, как стекляшка, но стоит повернуть голову чуть вбок - и в ней обнаруживаются целые миры. Лучше всего, пожалуй, работу Лунгина характеризует тот факт, что неизменно недоуменная физиономия Ивана Янковского в ней органично заняла центральное место и, более того, заиграла как никогда прежде.

Добавьте RG.RU 
в избранные источники