Итоги 2016 года: 9 лучших комедий. Версия "Кинократии"
Уходящий год как-то особенно перегружен печальными событиями, поэтому, чтобы немного поднять настроение перед праздниками, начнем с комедий. Их в этом году было немало и, как уже давно повелось, большинство (это относится и к российским, и к зарубежным) относятся к категориям "чудовищно" и "кошмарно". Однако есть и несколько исключений. Просто хороших и даже совершенно замечательных.
"Элвис и Никсон"
История о том, как великий музыкант добивался - и добился-таки - аудиенции у президента США, прошла в отечественном прокате толком не замеченной. А зря: из давным-давно пережеванного историко-политического анекдота режиссер Лиза Джонсон сделала очень забавный фильм о встрече двух обаятельнейших чудаков. Элвиса с привычным мастерством (которому внешняя непохожесть на Короля - совсем не помеха) изобразил Майкл "Нельсон Ван Алден" Шеннон. Ну а Ричарда Никсона - великий Кевин Спейси, чьи ужимки вполне заслуживают отдельной рецензии. Если еще не смотрели, сделайте это как можно скорее.
"Да здравствует Цезарь!"
Видимо, несколько утомившись от многослойных байопиков фолк-музыкантов, криминальных триллеров и экранизаций Кормака Маккарти, прославленные братья Коэн решили снять по-настоящему смешную и остроумную комедию в декорациях "золотого века" Голливуда. С мощнейшим актёрским составом (от Скарлетт Йоханссон до невообразимо крутого в главной роли Джоша Бролина), классной стилизацией под пятидесятые, закадровым голосом сэра Майкла Гэмбона и, конечно, не без фирменных библейских аллюзий. Отдельный поклон - за второй в этом году феерический выход Ченнинга Тейтума. Танец моряков и сцена с советской подводной лодкой - из тех киномоментов, которые запоминаются на всю жизнь.
"Славные парни"
Бесспорно, Шейн Блэк снял один из лучших фильмов года, которому удается быть одновременно и обаятельным бадди-муви (такая пара, как Райан Гослинг и Рассел Кроу просто не могли разочаровать), и увлекательным детективом, и бодрым боевиком, и оммажем "гангстерской" классике, и даже немного - драмой. А самое главное - блестящей комедией, искрящейся юмором, киноцитатами и добродушными шпильками в адрес старших поколений.
"Война против всех"
Если кто и мог составить конкуренцию такой классной картине, как "Славные парни", так это братья МакДонахи. Старший из них, Джон Майкл, решил на время отвлечься от болезненной рефлексии, какую явил в своей потрясающей "Голгофе" два года назад, и вернулся к теме "плохих полицейских", с которой однажды в Ирландии дебютировал. Теперь харизматичный полицейский не один. Их целых два, и противостоит им не менее экстравагантная злодейская парочка. Шутки здесь насколько бесстыдно провокационны и неполиткорректны, настолько и бескомпромиссно хороши. Добавьте сюда целый букет отсылок к работам самых заслуженных коллег по цеху и прекрасный саундтрек - и получите уверенного претендента на комедию года.
"Парни со стволами"
Новая лента автора франшизы о мальчишниках Тодда Филлипса, конечно, ни на какой "фильм года" не претендует, но получилась на удивление крепкой и сбалансированной. Дуэт Майлз Теллер - Джона Хилл под присмотром Брэдли Купера убедительно рассказали и показали историю, повествующую об опасности непомерных амбиций (кстати, основанную на реальных событиях). Лишенные одновременно чрезмерного морализаторства и непростительной легкомысленности, "Парни со стволами" не обделены тем не менее остроумием, и потому определенно достойны просмотра.
"Лунная афера"
Конечно, хорошие комедии снимались не только в США. Дебютная фарсовая картина француза Антуана Бардо-Жаке весело обыгрывает известный миф о том, что Стэнли Кубрик подельничал НАСА в неблагородном деле фальсификации съемок полета на Луну. Колоритные персонажи Руперта Гринта и Рона Перлмана оказываются в центре пестро-кровавого сюрреалистичного балагана, разворачивающегося на фоне ярких атрибутов шестидесятых: пижонских костюмов, наркотического бума, "свободной любови", вездесущей тени холодной войны, хард-рока и так далее.
"Убойная стрижка"
Так получилось, что львиная доля представленных в этом списке работ тематически связана с криминалом. Ничего удивительного - жанр "черной комедии" сейчас переживает очевидный подъем. Еще один представитель Старого мира - на сей раз Шотландии - фильм "Легенда о Барни Томсоне" (безвкусно прозванный нашими локализаторами "Убойной стрижкой"). Режиссерский дебют Роберта Карлайла ("На игле", "Людоед") - не лучший образец всеми любимого юмора Британских островов, но и неудачным его назвать нельзя. Не в последнюю очередь - благодаря самому Карлайлу, самостоятельно исполнившему главную роль.
"Дэдпул"
Как ни крути, а побочное детище Marvel стало одним из самых заметных кинособытий года - и это при низком (относительно) бюджете, рейтинге R и откровенно трэшевой концепции. Тем более что все вышеперечисленные факторы при умении можно обернуть достоинствами, что авторами проекта и было с успехом реализовано. Недостатков у саги о самом нелепом супергерое комиксовой вселенной все равно предостаточно, но нахальство и обезоруживающе честная самоирония делают свое дело: "Дэдпул" легко затыкает за пояс хмурых конкурентов из DC (как бы те ни старались выдавить из себя подобие этой хулиганской легкости), а мир весело ждет неизбежного сиквела.
"Хороший мальчик"
"Хороший мальчик" - мы не устанем это повторять - хороший. И достаточно смешной, чтобы ему нашлось место в годовом хит-параде. Обаятельная, трогательная комедия Оксаны Карас о взрослении и сопряженных с этим процессом глобального значения проблемах взяла главный приз "Кинотавра", снискала нежную любовь критиков (в том числе и "Кинократии"), но зрители почему-то обошли ее стороной. Поэтому настоятельно рекомендуем обратить на "Хорошего мальчика" внимание хотя бы сейчас. Там есть не по годам виртуозный Семен Трескунов, замечательный второстепенный Хабенский, исключительно радующий в этом году Ефремов, легкая стилизация под 80-е, отличные шутки, неожиданно тонкие аллюзии - что вам вообще еще надо?