С 2009 года в группе остался сугубо женский состав, но музыка стала жестче, а популярность еще больше. Сотни выступлений в Сибири, всевозможные фестивали, зарубежные гастроли. Площадки - от городских ДК до стадиона в Омске и Оперного театра в Новосибирске.
С Иларией Калмазан, Елизаветой Крыловой, Натальей Григорьевой я встретился в одном из новосибирских кафе, выдержанном в советском стиле: на стенах плакаты и лозунги, фотографии, предметы быта. На экране - черно-белый фильм про колхозников. Обстановка, что называется "в тему" - клип группы "И Ленин такой молодой" набрал на Ю-Тубе уже больше 2,3 миллиона просмотров.
Нельзя вернуться в потерянный рай
Музыкальные консерваторы обвиняют вас в безвкусии и вульгарности. А какие грехи "Силенциуму" приписывают пользователи Интернета?
Наталья Григорьева: Нас в чем только не обвиняют. Например, некоторые коммунисты считают, что в клипе мы надругались над святой идеей.
Елизавета Крылова: Люди докапываются до мельчайших деталей. Мол, юбки не той длины, косметика не такая, как надо, пилотки не так надели. "Столбы на железной дороге у вас с красными полосками, а таких раньше не было". "Почему у инженера на голове оранжевая каска?" "Почему сварочный аппарат на советском заводе современной модели?". Как будто у нас возможности как у Голливуда. Но мы же не документальное кино снимаем.
Ваши видеоклипы на советскую тематику пользуются огромной популярностью. В чем причина такого огромного интереса - помимо, конечно, гениальной музыки Александры Пахмутовой?
Григорьева: Дело в том, что масса людей недовольна тем, как мы сегодня живем. Для многих СССР стал образом потерянного рая, в котором нет социального расслоения, где один не плюет на другого, где каждый может добиться больших успехов. И чем мы дальше от советской эпохи, тем более привлекательной она кажется. Плохого-то мы уже почти не помним.
Илария Калмазан: Но клипы с советскими песнями нравятся не только взрослым или пожилым людям, они популярны и среди молодежи. Сколько нам за последнее время рассказали о нынешних стройотрядах и пионерах!
Играли посиневшими руками
Расскажите, как вы снимались в клипе "Северное сияние" в Горном Алтае.
Калмазан: Это было настоящее приключение. Поехали на машине вместе со съемочной группой и собакой, которая всю дорогу лаяла.
Крылова: Было очень холодно! У нас есть видео о том, как снимался клип. Видно, как мы закоченели в своих сценических костюмах. Руки и губы посиневшие. Закончили съемки на вершине горы, надо уезжать, а автобуса нет - спускались пешком.
Григорьева: Синоптики обещали температуру минус 5-10. Но когда приехали, было минус 25 градусов. Еще и снимать пришлось рано утром - к вечеру надо было вернуться домой. Условия спартанские, но на душе все равно было весело. И никто не простыл, наоборот иммунитет укрепили. Мы туда еще вернемся. Горный Алтай - магическое место, там по-другому начинаешь смотреть на мир. Получаешь мощнейшую энергетическую подпитку.
А как ваши поклонники оценили "Мурку"?
Крылова: Мы хотели в этом клипе пошутить по поводу пристрастия части публики к этой теме. А "Мурку" принялись разбирать на полном серьезе. Одни стали говорить, что это лучшее из того, что мы делаем. Другие наоборот крест на нас поставили: "Я думал, вы серьезные музыканты, а вы…".
Пустота под глянцем
В раннем периоде творчества ДДТ есть песня "Революция". Ряд строчек из нее я бы вас попросил прокомментировать. Первая: "В этом мире того, что хотелось бы нам, нет".
Хором: Не согласны!
"Мы верим, что в силах его изменить".
Хором: Да!
И еще: "Так что же нам делать? О чем же нам петь?".
Григорьева: Петь надо всегда о высоком и главном.
Елизавета Крылова и Илария Калмазан (Смеясь): А главное у нас любовь, комсомол и весна!
Чего в наше время больше всего не хватает нашему обществу?
Крылова и Калмазан: Доброты, сплоченности, честности.
Григорьева: Николай Константинович Рерих считал, что во всем, прежде всего должна быть красота. Это касается не только пространства, но и общества. Я не вижу никакой красоты в обществе, где один в помойке роется в поисках еды, а другой на "Мерседесе" разъезжает. Это некрасиво и несправедливо.
Крылова: А еще современному обществу не хватает умения видеть истинную красоту.
Калмазан: Упор делается на внешнюю красоту - шикарные вещи, косметика, тряпки и прочее. Но за всем этим ничего нет, пустота.
"Столбы" отменяются!
В клипе "Любовь, комсомол и весна" преподаватель столичной консерватории хвалит героиню Иларии Калмазан за тонкую интерпретацию Прокофьева. А что в реальности говорят о вас педагоги Новосибирской консерватории?
Калмазан: У нас с Елизаветой был один и тот же педагог - ему нравится то, что мы делаем. А в музыкальной школе, где я училась, даже заявили, что гордятся мной.
Учеба и последующая жизнь часто сильно разнятся. Что дало вам обучение в консерватории?
Григорьева: Самое главное - профессионализм. В техническом плане от нашей игры требуется безупречность. Звук должен быть красивым, чистым, ритмичным.
Крылова: Должна быть идея. В любое выступление, в любой клип стараемся вкладывать часть своей души.
Калмазан: Есть один момент, в котором мы расходимся с нашими преподавателями. В консерватории от нас требуют академизма: стой ровно, играй в такой позе, никаких шевелений. Но кому интересно смотреть на "стоящие столбы"? Играть надо артистично! При этом совместить технику игры с пластикой, движением очень тяжело. Наташа вообще стоя играет, хотя с виолончелью принято сидеть.
Григорьева: Мы много работаем над построением композиций, движением по сцене, синхронностью наших действий. Сами все делаем, до всего своим умом доходим.
Мы теперь дочь на скрипку отдадим
Что помимо музыки нужно музыканту для самосовершенствования и творческого роста?
Григорьева: Мне кажется, любому гуманитарию нужно знать, прежде всего, историю и философию.
Калмазан: Интересуюсь кино и особенно изобразительным искусством - иногда оно мне нравится даже больше, чем музыка. Обожаю театр - люблю смотреть, как люди играют не на музыкальных инструментах, а "на себе".
Крылова: Ну и художественную литературу надо читать. Хотя бы для того, чтобы выражаться грамотно.
Какая работа интереснее - концертная или в студии?
Хором: Конечно, концертная. Студийная работа слишком монотонна. Приятно, когда на концерте мы пробуждаем в людях эмоции.
Крылова: После концерта может подойти мужчина брутальной внешности и выразить восхищение музыкой Вивальди. Некоторые плачут. Бывает, люди сидят на полу, потому что в зале нет свободных мест. Семьи подходят с ребенком и говорят: "Наш сын учится играть на скрипке - он восхищается вами". Или: "Мы теперь своего ребенка на скрипку отдадим".
"Силенциум" - женский коллектив. Как вы умудряетесь не разругаться?
Крылова (Со смехом): Кто сказал, что мы не ругаемся?
Калмазан: Но мы отходчивые люди. Поссоримся и через час помиримся. Знаем особенности наших характеров и поэтому спокойно относимся к каким-то вспышкам. С Лизой мы уже 10 лет дружим. Вот и Наташу с собой пять лет назад взяли.
Григорьева: В "Силенциуме" было два женских состава. Первый разругался и разбежался. А нынешний - работает с 2012 года. Мы незлопамятные, беззлобные и может быть даже немножко мудрые.
Откройте секрет: какая песня ляжет в основу вашего следующего клипа?
Григорьева: "Прекрасное далеко". Летом будем делать.
Насколько вы финансово независимы, можете ли играть только там, где хотите?
Григорьева: Даже не мечтаем об этом. Работаем, работаем и работаем.
Крылова: Стараемся все-таки играть только то, что любим, исходить из внутренних предпочтений. Хочется, конечно, радовать всех.
Калмазан: Но мы не идем на поводу у тех, кто просит сыграть, к примеру, "Рюмку водки на столе". Стараемся балансировать на грани той музыки, которая нравится и нам, и нашим слушателям.
Справка "РГ"
Группа "Silenzium" создана в 2004 году бывшими студентами Новосибирской консерватории. Название было взято из стихотворения Федора Тютчева "Silentium!". "Тишина - это лучшая музыка, потому что вся музыка рождается из тишины. Даже когда вокруг безмолвие, музыка уже есть. В душе", - пояснила основатель группы, композитор и аранжировщик Наталья Григорьева. Название группы решили писать через букву "Z" - так интереснее, оригинальнее и загадочнее. Грамотные люди обязательно спросят про путаницу с буквами.