Еще одна попытка
Напомню, представляя программу реновации президенту Владимиру Путину, мэр Москвы Сергей Собянин сразу сказал, что цель столицы не просто заменить одни дома на другие, но и принципиально улучшить качество городской среды в столице. Иностранцев программа поразила своим масштабом: снос 4,5 тысячи пятиэтажек хрущевских времен, в которых проживают порядка миллиона человек.
Творческие возможности, которые при этом могут открыться перед зодчими, оказались настолько привлекательными, что первой в Москву прибыла делегация бюро Нормана Фостера из Лондона, классика хай-тека, считающегося в мире архитектором номер один. Возглавил ее Люк Фокс, старший партнер компании "Foster + Partners", самому мэтру 82 года, и он сейчас больше идеологически направляет бюро, созданное им полвека назад.
На встрече с мэром Сергеем Собяниным Люк Фокс не стал скрывать заинтересованности в программе реновации:
- Любой город спустя какое-то время проходит через стадию обновления, стадию реновации. Она необходима для развития. Опыт такой работы у нас есть. В Германии, например, у нас был масштабный проект: мы построили жилой район в бывшей промзоне. В Каире работали над генпланом города, искали возможности для улучшения жилого фонда и развития столицы Египта в целом.
Не теряя времени, гости осмотрели ряд стартовых площадок, с которых в Москве планируется начать новую волну сноса.
Напомню, построенные по проектам Нормана Фостера и его бюро модернистские офисные здания из стекла и стали, станции метро, терминалы аэропортов, мосты, стадионы, музеи разбросаны по всему миру. Лондон, например, украшает сорокаэтажное здание, которое в народе называют попросту огурцом, и стадион "Уэмбли", светящаяся арка которого ночью видна из любого уголка города. В десятку лучших его проектов вошел мост Виадук Мийо во Франции через реку Тарн, протянувшийся до Испании. Именно Фостер накрыл стеклянным куполом здание рейхстага в Берлине.
Он был фактически единственным из иностранных зодчих, кто сумел проникнуть со своими проектами и на московский рынок еще до 2010 года. Но реализовать ни один из них ему так и не удалось.
"Такой опыт работы с Москвой оказался для наших коллег, по их признанию, травматичным", - рассказал "РГ" главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. - Для того чтобы они вернулись к нам, потребовалась длительная стабильность произошедших в городе перемен. Они увидели, что во главе столицы сейчас другая команда, с другим отношением к развитию города. А главное, реальные проекты, реализуемые в Москве с большими архитекторами, уже совсем другого уровня - тот же парк "Зарядье", концепция которого разрабатывалась с американской компанией, ряд объектов в Сколково.
От Базеля до Москвы
Не менее знаменито и швейцарское архбюро Herzog & de Meuron, со старшим партнером-основателем которого Пьером де Мероном в тот же день встретился Собянин. Эта международная команда из 38 партнеров и около 360 сотрудников работает над проектами по всей Европе, Северной и Южной Америке и в Азии. Проект галереи Tate Modern в Лондоне принес ей высшую архитектурную награду, аналог нобелевской - Притцкеровскую премию. На их счету немало и других известных проектов: Музей визуальной культуры М+ в Гонконге, новый стадион Бордо во Франции, концертный зал Elbphilharmonie в Гамбурге и другие.
Строят архитекторы и жилье: многоквартирные и частные дома. Свой первый небоскреб в Нью-Йорке они построили в 2008 году. Фирменный стиль их проектов - предельный минимализм и широкое использование экспериментальных материалов. "Очень смелое решение, - оценил Пьер де Мерон инициативу Москвы и признался журналистам: - Мы пока смотрим, слушаем, пытаемся понять... Словом, находимся на начальной стадии этой программы". Но и они посвятили немало времени знакомству со стартовыми площадками, с которых планируется запустить программу реновации. "Нам очень важно, чтобы Москва становилась не только более комфортной, но и соответствовала мировым тенденциям в градостроительной политике", - поделился с ними Собянин планами по дальнейшему развитию города.
Скажу сразу, глядя на небоскребы, воздвигнутые звездами мировой архитектуры, не нужно опасаться, что и Москву они застроят такими же. На месте снесенных домов в Москве планируется застройка из 6 - 14-этажных домов.
Кстати
Напомню, закон о реновации принят Госдумой в третьем чтении. По сути до вступления закона в силу остался последний шаг - принятие его Советом Федерации, в повестке дня которого он запланирован на 28 июня.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы:
На днях я встречался с представителями архитектурного бюро еще одного лауреата Притцкеровской премии Захи Хадид. Они сообщили, что также готовят свою заявку на участие в Московском международном архитектурном конкурсе по проектированию новых жилых кварталов для жителей пятиэтажек.