После брифинга обозреватель "РГ" задала Никите Сергеевичу несколько вопросов специально для наших читателей.
Вы много ездите по мировым фестивалям? Где были в последнее время, и что бы хотелось привнести в Россию?
Никита Михалков: Я считаю, что в Москве, в рамках фестиваля, должен работать настоящий большой кинорынок, но этого не будет, пока не отменят санкции. Я имею в виду кинорынок на уровне Канского. Кинофестиваль должен быть толчковой ногой для бизнеса. Но я думаю, что это будет. По другим фестивалям в этом году я не ездил, потому что занимался академией и сценарием. Но все что нужно смотреть я посмотрю, а тусоваться нет времени.
В программе 39-го Московского кинофестиваля есть фильмы, например, Берлинского и Каннского киносмотров этого года. Какие из них намерены посмотреть в первую очередь?
Никита Михалков: У меня есть специальный список того, что хочу посмотреть. Но вдаваться в подробности я не буду.
В первые дни работы фестиваля уже возникли первые нападки - они касаются того, что в "Октябре" всем тесно. Например, даже в двух залах, где идут пресс-показы, помещаются около 400 человек, а журналистов аккредитовано более тысячи плюс представители киноклубного движения.
Никита Михалков: Я на этот вопрос отвечаю уже много лет. Бог даст - все подписано, решено, и на набережной в Лужниках уже осенью этого года начинается строительство большого фестивального центра, где поместятся все. Если все сложится, что уже через два три года я не буду повторяться и вновь произносить эти слова. "Октябрь" - вынужденная мера, рядом нет парковок, трудно всем поместиться и так далее. Но есть место, инвесторы, план, эскизы, все можно посмотреть на сайте Правительства Москвы, и весь фестиваль замечательно "упаковывается" в прекрасное здание с видом на Москва-реку.
Какой сценарий вы сейчас пишете?
Никита Михалков: Мы заканчиваем сценарий с братьями Пресняковыми под названием "Шоколадный револьвер".
Братья Пресняковы не впервые работают с представителями вашей династии, например, они приняли активное участие в работе над сериалом "Чурросы" - режиссерский дебют в этом жанре вашей дочери Нади. А когда вы выпустите фильм, где будет снимать, и картина будет построена на классике или на современном материале?
Никита Михалков: Да, на современном материале. Когда выпустим - пока не знаю. А снимать будем в Москве, Каннах, Берлине и Лос-Анджелесе.
Довольны ли вы работой вашей Академии? Недавно посмотрела фильм "Мастерская", который сделали выпускники курса Владимира Аленикова. Будет ли какое-то сотрудничество между Академией и Московским кинофестивалем? Возможно, вы привлекаете студентов в качестве волонтеров?
Никита Михалков: Думаю, что пока нет. Они только что сдали экзамены - мы сделали спектакль. Это трудоемко и интересно. Вместе с ними мы сейчас поедем на гастроли. Нас приглашают очень много - и по России, и в Канаду, и в Испанию, и в Германию. А вообще я считаю, что это одно из самых главных дел, которое сейчас необходимо - помощь актеру в борьбе с плохой режиссурой.
На санкции и традиции Московского кинофестиваля
...При советской власти Московский кинофестиваль был терра инкогнита для мира, сюда ехали все, я сам стоял в очередях чтобы смотреть иностранное кино. Потом еще некоторое время назад фестиваль существовал и был интересен, но тенденция была тусовочная.
Сейчас, волею судеб, большой урон нам наносят эти санкции - кто-то из коллег деликатно говорит что занят, кто-то говорит о съемках.... Я могу их понять, но осуждать не могу. Но это накладывает неприятную оскомину - находиться в той зоне, куда не решаются приезжать твои коллеги, потому что политика значит больше чем искусство.
С другой стороны нет худа без добра. Открыт шлюз в ситуации, когда опираться не на кого - только на себя. Тусовочный привкус ушел, остался интерес к кино. Его много и оно разнообразно. За фестивальные дни люди могут получить полное представление о том, что происходит в мире кино...
На главной новости фестиваля нынешнего года
...На закрытии Мэр Москвы должен вручить три приза фильмам, в которых изображена Москва. Первая премия - 50 млн рублей, вторая - 30 миллионов и третья - 20 миллионов
Изменится ли "право первой ночи"?
...На Московском кинофестивале есть "право первой ночи". Мы в рамках Устава, и все картины у нас должны быть показаны впервые. Поэтому члены отборочного комитета колесят по миру и отбирают картины. Злые языки могут сказать, что мы подбираем. Но это - не так...Конечно, мы находимся в этом смысле в прокрустовом ложе, потому что нам нужны самые первые картины. Но вся ответственность лежит на тех, кто профессионально всю жизнь занимается кинематографом. Наш программный директор - Кирилл Разлогов - гуру в этом смысле, и мы доверяем его профессионализму.
По поводу квот в прокате
...По поводу квот в прокате я не силен. Бывает внешне все выглядет замечательно, но когда прикасаются вплотную, это превращается в уродство. В летописи 12 века написано, что не дело получилось, потому что делалось с тяжким звероподобным рвением. Это наша национальная традиция....
По поводу российских картин
...Был момент, когда ни одной русской картины не было, которая была бы достойна фестиваля. Был скандал в Минкульте - неужели нет ни одного фильма, чтобы достойно была представлена страна. И тогда сказали, мол, и не надо. И на том фестивале не было в конкурсе ни одной отечественной картины. Сейчас же уровень картин разнообразен и очень высокого профессионального качества...Мы откровенны и честны перед зрителем...
Про новые технологии
...Можно сделать кино, снятое на айфон. Однако, если его сделал талантливый человек - оно будет настоящим. Но нужно отделять зерна от плевел. Блогеры - мощная сила. С ними нужно общаться и разговаривать. Это обоюдоострая вещь...
Про критику
...Вы у меня спрашиваете про критику? Есть человек который критикуем больше, чем я ? Покажите мне его... Я очень уважаю людей, которые, разбирая твое произведение делают это ни по каким другим поводам - только желая объяснить, но это должно быть рождено изнутри. Но это может быть и хула. Однако уровень хулы остается с те кто хулит... Поэтому любая критика мне интересна.
Одна женщина много лет назад, ругая меня, написала, что настоящее искусство - это то, что хочется увидеть и прочесть еще раз. Так появляется классика. Возникает вопрос, а много ли картин которые получают призы на международных фестивалях, которые хочется увидеть еще раз? Немного, на мой взгляд....