13.07.2017 18:33
Культура

В Юрмале выступили Хибла Герзмава и Элина Гаранча

В Юрмале выступили Хибла Герзмава и Элина Гаранча
Текст:  Наталья Соколова
Российская газета - Федеральный выпуск: №154 (7320)
Каждое лето Латвия купается в музыке. Ее много: на узеньких, средневековых улочках старой Риги, и у моря - в Юрмале… "Страна, которая поет", - так звучит туристический слоган Латвии.
Читать на сайте RG.RU

Поп, фолк, электронная музыка. Но совсем мало классики. Настоящих звезд первой величины, тех, кому рукоплещут все главные сцены мира, здесь ждали давно. Поэтому и случился фестиваль "Балтийские музыкальные сезоны".

3-го июня в главном концертном зале Юрмалы "Дзинтари" под плеск балтийских волн фестиваль открыл бывший главный дирижер театра "Ла Скала" Риккардо Мути. На всех концертах дирижера неизменно присутствует его супруга. Говорят, что она лично пожала руку звукорежиссеру концерта, высоко оценив акустические возможности зала. Есть проект реконструкции "Дзинтари" с застеклением и подземной парковкой. Но пока это только проект. А сейчас шум сосен и пение птиц в перерывах между концертными номерами придают особенный шарм залу, который ведет свою историю с конца XIX века.

Риккардо Мути выступил в Иране с концертом "Дороги дружбы"

В начале июля два концерта в рамках "Сезонов" дал пианист Денис Мацуев, сыгравший Чайковского, Рахманинова, Мусоргского и немного "похулиганивший" с джазом. Гости фестиваля услышали премьеру - новую программу Дениса "Джаз в кругу друзей". Друзья - контрабасист Андрей Иванов, ударник Александр Зингер, баянист Айдар Гайнуллин и лауреат телеконкурса "Синяя птица" девятилетняя Софья Тюрина.

На "экваторе" фестиваля, 11 июля, слушателей пригласили на концерт Элины Гаранчи и Хиблы Герзмавы с оркестром под управлением офицера ордена Британской империи Карела Марка Чичона, кстати, мужа Элины.

Фестиваль открыл бывший главный дирижер театра "Ла Скала" Риккардо Мути

С утра в городе только и обсуждали: "Две примадонны сегодня поют в "Дзинтари". А вечером к залу, в котором когда-то выступали Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер и Генрих Нейгауз, съезжались отдыхающие, сменившие купальные костюмы на вечерние наряды. Свободных мест не было. Меццо-сопрано Гаранча и сопрано Герзмава впервые в Европе встретились в одной концертной программе. Их имена - гарантия неизменного успеха и аншлага. Элина родилась в Риге, учась в Музыкальной академии, уже исполняла ведущие партии в Латвийской Национальной опере. Хибла родом из солнечной Абхазии. Стильная северная сдержанность и южная непокорная страстность. Это сочетание только добавило особый колорит их дуэту - неожиданному, непредсказуемому и покорившему публику "Дзинтари".

На сцене - Латвийский фестивальный оркестр - "сборная" музыкантов из трех главных оркестров страны. С задачей - играть каждый вечер с новым дирижером - оркестр справился блестяще. А как был выразителен Чичон, когда музыканты играли веселую "Тико-тико", которую лучше всех много лет назад спела неподражаемая Далида. Сыграли на одном дыхании, на темпераменте и эмоциях. Вообще трио Чичон-Герзмава-Гаранча получилось невероятно гармоничным.

Арии из известных опер чередовались с инструментальными фрагментами. Примадонны несколько раз уступали сцену Чичоне и его оркестру.

Концерт начали увертюрой к опере Джузеппе Верди "Сила судьбы". Ария Эболи из "Дона Карлоса" Верди - в исполнении Элины, Лиу из "Турандот" Пуччини, Casta Diva Беллини, Дездемона из "Отелло" Верди - в исполнении Хиблы.

Пласидо Доминго дважды выступил на "Звездах белых ночей"

Жемчужиной первого отделения стал дуэт - две дивы исполнили вместе "Баркаролу" из "Сказок Гофмана" Жака Оффенбаха. С этого момента сомнений не оставалось: концерт в "Дзинтари" войдет в историю. Кстати, Хибла - одна из немногих певиц, голосу которых покорились все четыре героини оперы - Антония, Стелла, Джульетта и Олимпия.

Во втором отделении "лучшая Кармен последних двадцати пяти лет" (так окрестили Элину Гаранчу критики) в ярко-красном платье с черным цветком на талии вышла исполнить лучшие арии из знаменитой оперы Бизе. Элина в этой партии безупречна с точки зрения техники, строга и чарующе холодна. Только в такую Кармен и мог влюбиться несчастный Хозе. Зал аплодировал стоя. Овации не смолкали и в финале концерта после арии Джанни Скикки в исполнении Хиблы Герзмавы.

В октябре, уже в Риге, будет продолжение "Сезонов" - в Домском соборе планирует выступить экспериментатор Теодор Курентзис. А в следующем году фестиваль обещает еще один подарок - звезды мировой сцены на концерте в Рундальском дворце (латвийском Версале), чьим хозяином был фаворит российской императрицы Иоганн Бирон.

Кстати

Программа "Балтийских музыкальных сезонов"

16.07.2017

Концерт Лоуренса Браунли и Сары Кобурн в сопровождении симфонического оркестра.

05.08.2017

Концерт Кристине Ополайс и Павела Черноха в сопровождении Латвийского национального симфонического оркестра (Дирижер - Сесто Кватрини).

18.08.2017

Концерт Джошуа Белла с симфоническим оркестром.

03.09.2017

Концерт Криса Ботти.

Прямая речь

Хибла Герзмава, певица:

В Петербурге выступил оркестр Российско-немецкой музыкальной академии

С Элиной мы спели впервые на концерте "Классика на Дворцовой" на Дне города в Петербурге в 2014 году. Это было просто чудесно. Мы подумали, почему бы не повторить этот опыт. Программа, которую мы с удовольствием исполнили, неповторима, изысканна - все лучшие арии, которые только были когда-либо созданы, - Дездемона, Норма, Кармен. Вся история мировой оперной классики.

Александр Гафин, член попечительского совета фонда "Балтийские музыкальные сезоны":

Сегодня в афише "Дзинтари" музыка на все вкусы. Поэтому хотелось сделать что-то особенное, привезти тех звезд, которые здесь никогда не были или были два-три раза. Мы очень демократичный фестиваль, не делаем из него коммерцию. Стоимость билетов начинается от 15 евро.

Андрейс Жагарс, арт-директор "Балтийских музыкальных сезонов":

Мы хотим, чтобы в "Дзинтари" вернулись те традиции, которые здесь исторически были - доминировало симфоническое, камерное вокальное искусство. Хотим, чтобы снова была популярна не массовая культура.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Классика Латвия