О смысле и целях этих и других законодательных новаций, разработанных в СКР, а также о последних результатах деятельности главного следственного ведомства страны его руководитель Александр Бастрыкин рассказал корреспонденту "Российской газеты".
Александр Иванович, недавно ваше ведомство разбиралось в истории с невыплатой зарплаты на нижнетагильском заводе. Известно, что в ходе проверки вы отстранили от работы своего сотрудника. Не считаете, что поступили чересчур строго?
Александр Бастрыкин: С социальной точки зрения такое преступление, как невыплата заработной платы, очень опасное явление, которое ведет к серьезным негативным последствиям. Начиная от серьезных проблем бытового характера для отдельного человека и заканчивая возможным противоправным поведением с его стороны в адрес того же работодателя или иных лиц. Поэтому здесь надо действовать принципиально и оперативно, восстанавливая нарушенные права граждан. Этого я требую от своих подчиненных.
В частности, на примере дела о невыплате зарплаты работникам "Нижнетагильского завода теплоизоляционных изделий" можно было убедиться, к чему приводит волокита при расследовании уголовных дел - руководитель регионального управления СКР отстранен от исполнения должностных обязанностей, была начата служебная проверка.
Но это, скорее, исключение. В целом по стране такие преступления расследуются на хорошем уровне.
И много таких дел о невыплате зарплат проходит через ваше ведомство? Откуда получаете информацию?
Александр Бастрыкин: Мы заключили соглашения о сотрудничестве с региональными государственными инспекциями труда.
В результате, к примеру, в 2016 году в отношении руководителей предприятий - злостных неплательщиков заработной платы возбуждено 1708 уголовных дел, что почти в 2 раза больше, чем в 2015 году. Окончено производством 1134 дела, что также вдвое больше, чем за предшествующий год.
И, что самое главное, принятыми мерами нам удалось увеличить сумму возмещенного ущерба - с полутора до почти трех миллиардов рублей.
Помимо этого по ходатайству следователей наложен арест на имущество на сумму свыше одного миллиарда шестисот миллионов рублей, что в 6 раз больше, чем в 2015 году. В текущем году такая работа активно продолжена во взаимодействии с органами прокуратуры и территориальными подразделениями Федеральной службы по труду и занятости. Только в 1-м квартале в отношении руководителей предприятий - злостных неплательщиков заработной платы возбуждено 471 уголовное дело.
Расплата за взятку
Сегодня Следственный комитет также - главное ведомство по борьбе с коррупцией. У вас взяточниками кто занимается - любой свободный следователь?
Александр Бастрыкин: С учетом специфики коррупционных преступлений в системе СК активно действуют специализированные подразделения по их расследованию. Учитывая сложность противодействия коррупции, которая систематически обретает всё новые и новые формы, такая специализация позволяет серьезно повысить уровень эффективности нашей работы.
А заключенные нами соглашения о взаимодействии и сотрудничестве со Счетной палатой, Росфинмониторингом, Федеральной налоговой службой, Банком России позволяют оперативно пресекать сложные коррупционные преступления, а самое главное - возмещать ущерб.
Вот о возмещении ущерба хотелось бы поговорить подробнее. Ведь как думают обыватели: поймать вора, посадить - это полдела. Он выйдет условно-досрочно и будет жить дальше на награбленное.
Александр Бастрыкин: За период с 2011 (когда СК России начал работать в качестве самостоятельного государственного органа) по 2016 год по уголовным делам о коррупционных преступлениях государству возмещено свыше 24 миллиардов рублей, и, кроме того, на сумму более 40 миллиардов рублей наложен арест на имущество обвиняемых.
С учетом того, что вопросы совершенствования работы по возмещению ущерба от коррупционных преступлений лежат на стыке интересов различных государственных структур, в числе которых Счетная палата РФ, Банк России,Росфинмониторинг и Федеральная налоговая служба, то решать их следует совместными усилиями. Это касается в первую очередь создания единых федеральных и региональных информационных баз данных о недвижимом имуществе, счетах и вкладах, открытых в кредитных организациях.
В целом с 2011 года по настоящее время по направленным в суд уголовным делам число обвиняемых, совершивших преступления коррупционной направленности, в отношении которых применялся особый порядок уголовного судопроизводства, составляет почти 4 тысячи (3958).
В их числе 1256 глав муниципальных образований органов местного самоуправления, 1315 депутатов органов местного самоуправления, 459 следователей и руководителей следственных органов, 369 адвокатов, 94 прокурора, 73 депутата законодательных органов субъектов Российской Федерации, 26 судей.
На ваш взгляд, как практика, требуется ли для более эффективного противодействия коррупции внести изменения в законодательство?
Александр Бастрыкин: Следственный комитет вновь предлагает вернуться к обсуждению вопроса о введении конфискации как меры уголовного наказания. Полагаю, что именно она обеспечит неотвратимость имущественной ответственности коррупционеров.
Также необходимо ввести в российское законодательство институт уголовной ответственности юридических лиц (взамен нее в нашей стране была введена административная ответственность организаций). Ведь в подавляющем большинстве случаев нажитые коррупционным путем денежные средства и финансовые инструменты выводятся за рубеж через юридических лиц.
При этом во всех странах Европы англо-американского права и многих других государствах, в том числе постсоветского пространства, юридическое лицо рассматривается в качестве самостоятельного субъекта преступления. Вместе с тем одним из обязательных условий для оказания международной правовой помощи является то, что расследуемое деяние должно быть уголовно наказуемым как в стране - инициаторе международного запроса, так и в стране - исполнителе, в том числе и по признакам субъекта преступления.
Возникающая правовая коллизия (а именно то, что юридическое лицо в российском законодательстве не является субъектом преступления и не пользуется правом на защиту в уголовном процессе) препятствует так называемому экстерриториальному уголовному преследованию российскими правоохранительными органами компаний, зарегистрированных в иностранных юрисдикциях, а, соответственно, и делает невозможным обращение взыскания на их имущество.
Для разрешения этой коллизии в Кодекс об административных правонарушениях РФ даже были внесены поправки, согласно которым юридическое лицо, совершившее за пределами Российской Федерации административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), может быть привлечено к ответственности в соответствии с российским законодательством об административных правонарушениях.
Однако это положение не работает, так как международные договоры об оказании правовой помощи предусматривают сотрудничество только по уголовным делам.
Кроме того, на наш взгляд, целесообразно дополнить статью 63 Уголовного кодекса РФ (обстоятельства, отягчающие наказание) новым основанием, отягчающим наказание "Причинение ущерба обороне и безопасности государства".
Тайны следствия
В прошлых интервью "Российской газете" вы рассказывали о том, что уделяете особое внимание криминалистическим подразделениям. Что сегодня могут ваши эксперты?
Александр Бастрыкин: Всех возможностей по понятным причинам не раскрою, но скажу, что мы энергично внедряем уникальные экспертные технологии.
В их числе информационно-аналитические исследования электронных баз данных автотранспорта, операторов сотовой связи, экспертиза компьютерных устройств на современных платформах. Результативно работают ДНК-лаборатории Следственного комитета. Активно внедряются в следственную практику новые технические средства. Также нашими криминалистами организована апробация двух роботизированных станций для производства молекулярно-генетических экспертиз.
Сейчас ни одно резонансное преступление не остается без внимания со стороны следователей-криминалистов. При осмотре мест крушений самолетов, техногенных катастроф, в местах совершения террористических актов, при производстве поиска пропавших несовершеннолетних - во всех случаях в обязательном порядке задействованы следователи-криминалисты.
Известно, что террористами и их пособниками занимается прежде всего ФСБ. Какую роль играет Следственный комитет в борьбе с такими преступлениями?
Александр Бастрыкин: Мы находимся в условиях, когда различные террористические группировки угрожают безопасности граждан всех цивилизованных стран.
В связи с этим одной из главных задач Следственного комитета является активное пресечение преступлений экстремистской направленности и террористического характера. К примеру, в 2016 году следователями СК возбуждено 882 уголовных дела о преступлениях экстремистской направленности и 283 дела о преступлениях террористического характера. В суд направлено 522 уголовных дела об экстремизме и 98 - о терроризме.
Примеров успешной работы немало, и они подробно освещаются средствами массовой информации. Вынесен приговор участникам так называемого движения "Реструкт", пропагандирующим идеи неонацизма, направлено в суд уголовное дело в отношении участников экстремистской организации "Мизантропик Дивижн". Продолжается расследование уголовного дела о террористическом акте в метрополитене Санкт-Петербурга.
Код гостя
В Питере террористом оказался приезжий, да и последние аресты его сторонников говорят, что вербовщики начали работать с гражданами из ближнего зарубежья, которых в нашей стране, даже по официальной статистике, миллионы...
Александр Бастрыкин: Учитывая, что вербовщики террористической организации "Исламское государство" ( запрещена в РФ, ред.) целенаправленно используют среду мигрантов для радикализации не сумевших адаптироваться в России граждан ближнего зарубежья, стремятся создать так называемые "спящие" ячейки, которые можно мобилизовать на теракты, думаю, что необходимо принять комплексные меры, в том числе законодательного характера, для ужесточения контроля миграционных потоков.
Вместе с тем мной уже ранее неоднократно отмечалось, что назрел вопрос о кодифицировании миграционного законодательства, где требуется указать все формы миграции, а также нормы, связанные с регистрацией иностранцев и выдачей квот на занятие трудовой деятельностью, четко определив порядок учета мигрантов, их дактилоскопирования и другие виды контроля. Здесь же необходимо закрепить порядок взаимодействия всех правоохранительных органов по пресечению незаконной миграции, что позволит осуществлять более результативный миграционный контроль.
Кроме того, в целях противодействия различного рода экстремистским проявлениям, в том числе в сети Интернет, представляется целесообразным предусмотреть внесудебный (административный) порядок включения информации в федеральный список экстремистских материалов, а также блокировки доменных имен сайтов, которые распространяют данную информацию. При этом если обладатели такой информации не считают ее экстремистской, то у них есть возможность обжаловать соответствующие действия уполномоченных госорганов в суд. Считаю, что такой способ даст возможность более оперативно реагировать на пропаганду экстремизма в сети Интернет.
Особая защита
Известно, что преступление против несовершеннолетних для вас лично - самая больная тема. Что сегодня предпринимается, чтобы уберечь детей от насилия?
Александр Бастрыкин: По каждому факту насилия в отношении детей мы немедленно проводим проверку и уголовно-правовыми мерами восстанавливаем справедливость.
К примеру, с начала 2012 года, когда к подследственности СК России перешли уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных в отношении несовершеннолетних, в суд направлено уже свыше 45 тысяч дел о таких преступлениях.
Следует подчеркнуть, что сейчас очень остро стоит вопрос обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних. И, чтобы поставить этому надежный заслон, принят Федеральный закон от 7 июня 2017 г. № 120-ФЗ, которым устанавливаются дополнительные механизмы противодействия деятельности, направленной на побуждение детей к суицидальному поведению. В подготовке этого важного закона СК принял самое активное участие.
Можете рассказать подробнее об этих нововведениях?
Александр Бастрыкин: Этим законом статья 110 Уголовного кодекса "Доведение до самоубийства" дополняется рядом квалифицирующих признаков, среди которых совершение этого преступления в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, двух или более лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также в публичном выступлении, СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях.
Кроме того, Уголовный кодекс дополнен статьями 110.1, 110.2 и 151.2. Первые две статьи предусматривают ответственность за склонение к самоубийству путем уговоров, предложений, подкупа, обманом или иным способом. Содействие совершению самоубийства советами, предоставлением информации, средств или орудий совершения самоубийства либо устранением препятствий к его совершению или обещанием скрыть средства или орудия совершения самоубийства, а также за организацию деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства путем распространения информации о способах совершения самоубийства или призывов к его совершению.
В статье 151.2 Уголовного кодекса устанавливается ответственность за склонение или иное вовлечение несовершеннолетнего в совершение противоправных действий, представляющих опасность для его жизни.
В завершение необходимо сказать о том, что за время, прошедшее с момента принятия Национальной стратегии действий в интересах детей в 2012 году, все мы убедились, насколько своевременным было решение руководства страны сосредоточиться на этой острой сфере социальной политики. Дальнейшим этапом ее реализации стал Указ президента от 29 мая 2017 года об объявлении 2018-2027 годов "Десятилетием детства".
В этот период наша главная задача будет состоять в решении всего комплекса криминологических, уголовно-правовых, организационных проблем, направленных на эффективное функционирование и дальнейшее совершенствование системы предупреждения преступлений в отношении несовершеннолетних.
Выслушать и помочь
Поставленные перед вашим ведомством задачи, очевидно, в одиночку не осилить. В каких форматах Следственный комитет взаимодействует с институтами гражданского общества?
Александр Бастрыкин: Такое взаимодействие является неотъемлемой частью нашей работы.
Постоянный диалог с представителями общественности способствует не только эффективному участию населения в мероприятиях по противодействию коррупции, экстремизму, защите прав детей, но и совершенствованию работы самих следственных органов СК и укреплению к ним доверия.
Отчетливо понимая всю значимость этой работы, мы используем для этого самые различные организационные формы, включая совещания с членами Общественного и Научно-консультативного советов при Следственном комитете, с участниками Консультативного совета Следственного комитета по вопросам оказания помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также Общественного координационного совета при Следственном комитете по вопросам оказания помощи детям юго-востока Украины.
Продолжают развиваться наши отношения с Уполномоченным по правам человека и Уполномоченным по правам ребенка в Российской Федерации, с которыми заключены соглашения о сотрудничестве.
Кроме того, мы принимаем целенаправленные меры к положительному восприятию деятельности Следственного комитета в обществе. Все это, несомненно, оказывает самое действенное влияние на профилактику преступности и формирование благоприятного климата доверия ко всем правоохранительным органам страны, так как изобличение опасных преступников и восстановление законных прав и интересов граждан - это общий итог усилий всех наших коллег, занятых раскрытием преступлений.
Вы регулярно проводите приемы граждан. Как организована такая работа?
Александр Бастрыкин: Эта работа основана на взаимном доверии. Ведь, приходя к нам, люди обращаются за помощью не только относительно процессуальных решений, принятых в следственных подразделениях, но и в случаях, когда все иные инстанции безуспешно пройдены.
Я убежден, что любой руководитель в своей деятельности должен опираться не только на немые цифры и отчеты, которые стопками ложатся на стол, а лично контролировать исполнение своих поручений. Именно поэтому раз в месяц я провожу личный прием граждан в столице.
Мои приемные организованы и во всех регионах Российской Федерации, где население также имеет возможность обратиться ко мне по любому затрагивающему их права вопросу.
Конечно, это крайняя мера, актуальная в случае, когда заявителя в противовес законным основаниям игнорируют на региональном уровне.
Ко мне нередко приходят матери, потерявшие своих детей, люди, пострадавшие в результате врачебных или бюрократических ошибок, от произвола или бездействия правоохранителей. Ни один нормальный человек, и, тем более, честный офицер, глядя им в глаза, не станет игнорировать очевидное и проявлять равнодушие. И мы обязаны внимательно выслушать их доводы и тщательно проверить их. А те, кто игнорирует беды людей, - тем не место в системе правоохранительных органов.
И в этом плане я признателен гражданам, благодаря которым удается составить объективное представление о деятельности подчиненных, которые порой в упор не слышат тех, кто обратился к ним с последней надеждой. И могу заверить, что по итогам этих обращений, которые всегда ставятся мной на личный контроль, принимаются вполне конкретные решения, которые позволяют дать ход тому или иному расследованию, а результаты приемов нередко доходят и до радикальных кадровых решений.
Поэтому основное требование к руководителям следственных органов при приеме населения - относиться к чужой беде как к собственной, вникать во все нужды людей, немедленно реагируя на любые факты ущемления прав граждан.
Вы довольны качеством следствия?
Александр Бастрыкин: Об улучшении качества следствия говорят такие показатели, как число уголовных дел, которые возвращены на доработку судами. И в сравнении с 2006 годом (то есть до упомянутой мной реформы) их количество уменьшилось в три с половиной раза (с 5047 дел до 1427 дел), а общая доля составляет не более 1,4 процента.
То же самое можно сказать и о положительной динамике раскрытия преступлений. Так, если в 2006 году следователями прокуратуры было приостановлено более 25 тысяч уголовных дел за неустановлением лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемого (25 141), то в 2016 году следователями Следственного комитета - втрое меньше (8119 дел).
И сейчас целенаправленно продолжается работа по раскрытию преступлений прошлых лет. Только в 2016 году благодаря новейшим методикам следствия и налаженному взаимодействию с оперативными службами МВД и ФСБ России раскрыто 6576 преступлений, уголовные дела по которым были приостановлены в прошлые годы.
В их числе 501 убийство, 239 фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевших, а также 311 изнасилований и насильственных действий сексуального характера. В Архангельской, Московской, Омской, Нижегородской, Ульяновской областях, в Алтайском, Красноярском, Хабаровском краях и в ряде других регионов нами изобличены лица, совершившие убийства более 10 лет назад.
А всего за все время существования Следственного комитета раскрыто уже более 43 тысяч преступлений прошлых лет.
При расследовании таких преступлений мы активно используем уникальные экспертные технологии, в числе которых ДНК-скрининг проверяемых лиц, проводим информационно-аналитические исследования электронных баз данных автотранспорта и операторов сотовой связи.
Вместе с тем еще раз подчеркну, что раскрытие таких сложных преступлений - это всегда результат совместной работы с нашими коллегами из ФСБ России и МВД России.
Сегодня в стране отмечается День сотрудника органов следствия Российской Федерации. Он был установлен постановлением правительства России от 27 августа 2013 года № 741, и редакция "Российской газеты" поздравляет вас и ваших коллег с профессиональным праздником. Напомните нашим читателям, с чем связано установление именно этой даты в российском календаре?
Александр Бастрыкин: Искренне благодарю вас за поздравление. Если вспомнить историю, то необходимость вневедомственного следственного органа, каким в настоящее время является Следственный комитет, возникла еще в период правления Петра Великого, 25 июля 1713 года. В ходе судебной реформы была основана следственная канцелярия гвардии майора князя Михаила Ивановича Волконского. Она и стала, по сути, первым вневедомственным следственным органом. К ее компетенции было отнесено расследование наиболее опасных преступлений, посягающих на интересы государства, коррупционных преступлений, совершаемых высокопоставленными должностными лицами.
В 2013 году по инициативе Следственного комитета был учрежден профессиональный праздник всех следователей страны - День сотрудника органов следствия Российской Федерации.
За эти годы мы сформировали мобильную и дееспособную систему следственных органов, оснащенную новейшей криминалистической техникой и хорошей организационно-методической базой, в которой трудятся лучшие профессионалы следствия. Наша работа сосредоточена на решении важнейших задач по борьбе с особо опасными преступлениями, и мы делаем все возможное для профилактики, чтобы каждый гражданин чувствовал себя в безопасности. И если говорить о конкретных примерах, то думаю, все помнят банду ГТА, которая держала в страхе водителей Подмосковья, - сейчас это дело слушается в суде. В Санкт-Петербурге задержана банда Нусимовича, члены которой совершили убийство и покушение на убийство сотрудников полиции. Недавно на основании наших доказательств вынесен приговор по делу об убийстве Бориса Немцова.
Осуждены бывшие сотрудники ГУЭБиПК МВД России, действовавшие в рамках преступного сообщества во главе с Денисом Сугробовым. И это только некоторые примеры.
В целом же об объеме проделанной нами работы свидетельствуют следующие цифры. В период с 2011 по 2016 год в суды направлено свыше 580 тысяч уголовных дел в отношении почти 650 тысяч обвиняемых, а этот показатель - один из главных объективных критериев оценки всей следственной работы. В ходе предварительного следствия и доследственных проверок возмещено более 158 миллиардов рублей, а для обеспечения возмещения причиненного преступлением ущерба наложен арест на имущество подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений на сумму более 92 миллиардов рублей.
Приведенные данные наглядно демонстрируют нашу способность качественно и эффективно решать стоящие перед нами задачи по противодействию преступности.
Пользуясь случаем, поздравляю коллег, ветеранов следствия с Днем сотрудника органов следствия Российской Федерации! Всецело разделяю с вами радость праздника и искренне желаю вам и вашим близким доброго здоровья, крепости духа и успехов в любых начинаниях. Рассчитываю на вашу принципиальность, профессионализм, высокие моральные качества и силу духа в служении Закону!