03.08.2017 00:25
Культура

Коллекционеры остались верны советским автомобилям и мотоциклам

Коллекционеры остались верны своей первой любви
Текст:  Ирина Белова Екатерина Окулова Яна Шамаева
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №171 (7337)
Мир был бы скучен без людей, фанатично преданных какому-то делу. Эти мужчины увлечены советской техникой.
Читать на сайте RG.RU

Стаи "Чаек" вскружили голову

40-летний Вадим Челак, гражданин Молдовы, влюбился в "Чайку" с детства. Он создал книгу про автомобиль-легенду. Не просто написал, а именно создал, посвятив ей полжизни. И вполне логично, что презентовать свое детище автор приехал именно в Нижний Новгород.

Британский учитель собрал уникальную коллекцию советских автомобилей

- Меня часто спрашивают, почему я увлекся именно "Чайкой", - рассказывает Вадим. - Мой 11-летний сын говорит, что его любимый автомобиль - "Феррари". А "Чайка" - машина из моего детства.

Вадим Челак долгое время жил в молдавском поселке Криково, где расположен самый большой в мире подземный винзавод. И все важнейшие мероприятия, проходившие в Молдавии, заканчивались именно там. В Крикове побывали руководители всех союзных республик.

- Стаи "Чаек" слетались в царство Бахуса, - продолжает Вадим. - Я, будучи мальчишкой, постоянно наблюдал картину: вдоль дороги стоят сияющие хромом автомобили.

У Вадима Челака две "Чайки". Одна - на ходу, а вторая требует серьезной реконструкции.

- Их я приобрел семь и пять лет назад в Молдавии по цене новой иномарки среднего класса. Но, скорее всего, мне придется продать одну из машин, чтобы реализовать свой издательский проект до конца - выпустить второй и третий тома книги, - отмечает Вадим.

Справка "РГ"

"Чайки" сходили с конвейера Горьковского автомобильного завода с 1959 по 1988 год. За это время было выпущено 3189 автомобилей "ГАЗ-13" и 1120 машин "ГАЗ-14".

Хранитель ИЖстории

Мотоциклы "Иж" выпускали в столице Удмуртии с 1929 по 2008 год. Сейчас конвейер не работает, но это не мешает жителям региона помнить "Ижи". Среди таких людей и Александр Дворецкий. Простой пенсионер все свободное время отдает коллекционированию, себя просит называть хранителем истории.

Как эстонский коллекционер спас уральский танк Т-34-85

- Я всю жизнь собирал, сколько себя помню, лет с пяти. Сначала спичечные коробки, одно время алкоголь, порядка 400 бутылок было. А потом стал все подряд собирать, начиная с пуговиц, заканчивая автомобилями, - поделился Дворецкий.

Среди множества вещей советского периода у него нашлось место сразу для 27 мотоциклов. Шесть из них - "Ижи". Отвечая на вопрос, откуда у него столько двухколесных друзей, в шутку говорит: воровал, грабил, убивал. На самом же деле скупал за бесценок или люди за ненадобностью в хозяйстве отдавали.

 Справка "РГ"

За 79 лет на заводе "Ижмаш" было собрано более 6,7 миллиона мотоциклов различных модификаций, не считая спортивных.

"Вятка" за 170 рублей

Бывший автогонщик собрал в Перми коллекцию старинных машин

Анатолий Тюрин буквально воспрянул духом, когда у него появилась возможность вывести "в люди" своего двухколесного друга в июне 2017-го, в день празднования 75-летия Вятских Полян. Накануне организаторы праздника объявили о флешмобе под названием "Эх, прокачусь!", участникам которого предстояло проехать по главной улице города на любом виде транспорта (хоть на садовой тележке или самокате) с условием, чтобы было необычно и весело.

Анатолию, решившему поучаствовать в мероприятии вместе с внуком, ломать голову не пришлось: его мотороллер "Вятка", детище Вятскополянского ордена Ленина машиностроительного завода, уже не один свой юбилей отметил.

- Год выпуска моего мотороллера - 1960-й. Первый хозяин ездил на нем десять лет, а потом сдал в комиссионный магазин, там я его и приобрел по цене тогдашней среднемесячной зарплаты заводчан - за 170 рублей, - рассказывает Анатолий Иванович. - За 47 лет я ни разу не разочаровался в "Вятке" и не изменил ей. Сажусь на "Вятку" и... теряюсь во времени: мотороллер мчит меня вдаль, а память уносится в юность...

Справка "РГ"

Всего с 1957 по 1979 год на Вятскополянском машиностроительном заводе "Молот" было изготовлено 1 395 580 мотороллеров.

Коллекционеры остались верны своей первой любви
Аукционы и коллекции Легковые авто