Стаи "Чаек" вскружили голову
40-летний Вадим Челак, гражданин Молдовы, влюбился в "Чайку" с детства. Он создал книгу про автомобиль-легенду. Не просто написал, а именно создал, посвятив ей полжизни. И вполне логично, что презентовать свое детище автор приехал именно в Нижний Новгород.
- Меня часто спрашивают, почему я увлекся именно "Чайкой", - рассказывает Вадим. - Мой 11-летний сын говорит, что его любимый автомобиль - "Феррари". А "Чайка" - машина из моего детства.
Вадим Челак долгое время жил в молдавском поселке Криково, где расположен самый большой в мире подземный винзавод. И все важнейшие мероприятия, проходившие в Молдавии, заканчивались именно там. В Крикове побывали руководители всех союзных республик.
- Стаи "Чаек" слетались в царство Бахуса, - продолжает Вадим. - Я, будучи мальчишкой, постоянно наблюдал картину: вдоль дороги стоят сияющие хромом автомобили.
У Вадима Челака две "Чайки". Одна - на ходу, а вторая требует серьезной реконструкции.
- Их я приобрел семь и пять лет назад в Молдавии по цене новой иномарки среднего класса. Но, скорее всего, мне придется продать одну из машин, чтобы реализовать свой издательский проект до конца - выпустить второй и третий тома книги, - отмечает Вадим.
Справка "РГ"
"Чайки" сходили с конвейера Горьковского автомобильного завода с 1959 по 1988 год. За это время было выпущено 3189 автомобилей "ГАЗ-13" и 1120 машин "ГАЗ-14".
Хранитель ИЖстории
Мотоциклы "Иж" выпускали в столице Удмуртии с 1929 по 2008 год. Сейчас конвейер не работает, но это не мешает жителям региона помнить "Ижи". Среди таких людей и Александр Дворецкий. Простой пенсионер все свободное время отдает коллекционированию, себя просит называть хранителем истории.
- Я всю жизнь собирал, сколько себя помню, лет с пяти. Сначала спичечные коробки, одно время алкоголь, порядка 400 бутылок было. А потом стал все подряд собирать, начиная с пуговиц, заканчивая автомобилями, - поделился Дворецкий.
Среди множества вещей советского периода у него нашлось место сразу для 27 мотоциклов. Шесть из них - "Ижи". Отвечая на вопрос, откуда у него столько двухколесных друзей, в шутку говорит: воровал, грабил, убивал. На самом же деле скупал за бесценок или люди за ненадобностью в хозяйстве отдавали.
Справка "РГ"
За 79 лет на заводе "Ижмаш" было собрано более 6,7 миллиона мотоциклов различных модификаций, не считая спортивных.
"Вятка" за 170 рублей
Анатолий Тюрин буквально воспрянул духом, когда у него появилась возможность вывести "в люди" своего двухколесного друга в июне 2017-го, в день празднования 75-летия Вятских Полян. Накануне организаторы праздника объявили о флешмобе под названием "Эх, прокачусь!", участникам которого предстояло проехать по главной улице города на любом виде транспорта (хоть на садовой тележке или самокате) с условием, чтобы было необычно и весело.
Анатолию, решившему поучаствовать в мероприятии вместе с внуком, ломать голову не пришлось: его мотороллер "Вятка", детище Вятскополянского ордена Ленина машиностроительного завода, уже не один свой юбилей отметил.
- Год выпуска моего мотороллера - 1960-й. Первый хозяин ездил на нем десять лет, а потом сдал в комиссионный магазин, там я его и приобрел по цене тогдашней среднемесячной зарплаты заводчан - за 170 рублей, - рассказывает Анатолий Иванович. - За 47 лет я ни разу не разочаровался в "Вятке" и не изменил ей. Сажусь на "Вятку" и... теряюсь во времени: мотороллер мчит меня вдаль, а память уносится в юность...
Справка "РГ"
Всего с 1957 по 1979 год на Вятскополянском машиностроительном заводе "Молот" было изготовлено 1 395 580 мотороллеров.
Коллекционеры остались верны своей первой любви