30.08.2017 19:30
Власть

Сергей Лавров подвел итоги большого арабского турне

Сергей Лавров разворачивает страны Персидского залива лицом друг к другу
Текст:  Екатерина Забродина (Доха)
Российская газета - Федеральный выпуск: №194 (7360)

Министр иностранных дел России Сергей Лавров подвел итоги большого арабского турне, которое завершилось в Катаре. Ровно два года назад, когда глава МИД РФ прилетал с визитом в Доху, катарцы с размахом принимали шефов дипведомств Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива и их партнеров. Но с тех пор в Заливе утекло слишком много воды: влиятельные игроки в регионе, Включая Саудовскую Аравию и ОАЭ, а также Египет разорвали отношения с Катаром, и конца размолвке между шейхами не видно. Как Сергей Лавров прощупывал почву для их примирения - пока что весьма зыбкую, как пески пустыни, наблюдала корреспондент "РГ".

Читать на сайте RG.RU

Гостя из Москвы правитель Катара Тамим бен Хамад Аль Тани принимал в своей рабочей канцелярии, которая колоритно называется "диван эмира". Портреты 37-летнего Аль Тани - самого молодого из катарских эмиров и действующих монархов - встречаются в Дохе буквально на каждом шагу: на стенах небоскребов и задних стеклах машин, в духанах и сувенирных лавочках. В центральном парке Дохи изумленному взгляду открывается аллея, сплошь заставленная огромными щитами с гордым полупрофилем Аль Тани. Подсвеченный в ночи эмир для порядка смотрит на путников со всех ракурсов. "Тамим - это Катар, Катар - это Тамим", "Катар, наше сердце с тобой!", "Тамим наш супергерой, другого нам не надо" - такими слоганами сплошь исписаны стенды.

Лавров: Оппозиция Сирии должна отказаться от ультиматумов

Катарские власти уверяют: последствия блокады постепенно удается преодолеть. В супермаркетах нет ни намека на дефицит, который грозил Дохе из-за продовольственного эмбарго, а также закрытия границ с крошечными Катарским полуостровом, который оказался отрезанным от большого Аравийского. Тем более что Катар все же не остался в полной изоляции: например, Оман предоставил свои порты для международной торговли с эмиратом. В Катаре, который почти ничего не производит сам, все продукты маркированы страной происхождения: вот морковь из Ирана, редис из Ливана, картошка из Марокко. По этой гастрономической карте можно оценить геополитический расклад вокруг эмирата. Об этом вам с радостью расскажут и на самом колоритном рынке города Сук Вакиф, который увешан призывами покупать "все катарское" и деликатесы из "дружественных стран" ("friendly countries"). "Кто наши друзья? Например, Иран, Турция, Индия, Пакистан, Судан, Йемен", - показывают свой ассортимент торговцы. Предлагают попробовать палестинские сладости и даже американские орехи. О том,  какие страны считаются "недружественными", тут предпочитают не распространяться. Но подтверждают: поставок из Саудовской Аравии и ОАЭ в последнее время не стало.

О кризисе вокруг Катара в Заливе говорят всякое. Проблемы с соседями у Дохи возникли не вчера: ее давно обвиняют и в слишком тесных связях с Ираном, куда катарский МИД недавно вернул отозванного в прошлом году посла, и в покровительстве видным активистам движения "Братья-мусульмане" (запрещено в РФ), которые скрываются на территории эмирата от судебного преследования в Египте. Местные власти дали приют и теперь уже бывшему главе политбюро ХАМАС Халеду Машалю, с которым Сергей Лавров встречался в Дохе в августе 2015 года. По словам экспертов "РГ", чрезмерная самостоятельность и "большие политические амбиции маленького Катара" - влиятельного члена ОПЕК с третьими в мире запасами природного газа и мощным инструментом влияния - телеканалом "Аль-Джазира", остаются костью в горле для "стран блокады", как называет своих оппонентов Доха.

Лавров: В вопросе взаимодействия РФ и США по Сирии нет места для обид

"Ко всему прочему катарцы пригласили к себе турецких военных, которые открывают тут свою военную базу. Надо ли говорить, что такого поворота правители других стран Залива никак не ожидали", - говорит собеседник "РГ", близкий к переговорам россиян с арабскими коллегами. Наконец, в катарском Эль-Удейде, неподалеку от столицы, американцы разместили крупнейшую в  регионе военно-воздушную базу с центром командования операциями на Ближнем Востоке, в том числе в Ираке и Сирии. А ведь главным военным союзником американцев в Заливе считается Саудовская Аравия. Примечательно, что посол Объединенных Арабских Эмиратов в Вашингтоне Юсеф аль-Отайба недавно высказался в том духе, что США "могли бы подумать над тем, чтобы перенести базу в ОАЭ" - мол, там бы американских военных с удовольствием приняли.

Для Москвы очень важно, чтобы как можно скорее разрешилось противостояние с Катаром, который играет важную роль в сирийском процессе и может повлиять на оппозиционные группировки в САР. В Дохе за перемещениями российского министра следили очень внимательно. Накануне первая полоса англоязычной катарской газеты Gulf Times вышла со снимком со встречи Сергея Лаврова с эмиром Кувейта и статьей под названием "Кризис в Заливе: Россия призывает всех придерживаться кувейтской инициативы". На совместной пресс-конференции с катарским коллегой Мухаммедом Аль Тани дипломаты приоткрыли завесу дипломатических усилий по выходу из кризиса. "Мы не занимаемся посредническими функциями", - подчеркнул Лавров. По его словам, Москва поддерживает ту роль, которую взял на себя Кувейт: идей по урегулированию уже более чем достаточно. Но если стороны сочтут нужным, мы готовы внести вклад, отметил глава МИД РФ.

Катарские власти уверяют: последствия блокады постепенно удается преодолеть

Накануне источник, близкий к переговорам, пояснил "РГ", в чем именно заключается "мягкое" содействие россиян. Например, Лавров передал коллегам в Абу-Даби сигнал от Дохи, которая изъявила готовность если не сесть за стол переговоров, то хотя бы начать обсуждение накопившихся проблем. О чем идет речь, разъяснил катарский министр: Эль-Кувейт разослал всем участникам конфликта письма с призывом к диалогу, однако лишь Доха на него откликнулась - по крайней мере, это утверждают сами катарцы. Россию они поблагодарили за ее подход.

Лавров: РФ надеется на появление четвертой зоны деэскалации в Сирии

Ирак, Сирия, Ливия, Палестина - главы МИД РФ и Катара "прошлись" по всем болевым точкам региона. Примечательно, что глава катарского дипведомства публично поддержал усилия России по созданию зон деэскалации в Сирии, где вооруженные группировки начинают складывать оружие, а также содействие Москвы политическому процессу и объединению разрозненной оппозиции в САР. Министры обсудили и борьбу с терроризмом, и двустороннее военное сотрудничество: перед вылетом в Москву Лавров успел встретиться с госминистром Катара по делам обороны Халедом Аль-Атыйей. И, конечно же, не забыли поговорить о подготовке к чемпионатам мира по футболу, которые пройдут в 2018 году в России, а в 2022-м - в  Катаре, где вовсю идет строительство восьми гигантских стадионов, оборудованных кондиционерами.

Сергей Лавров покидает берега Персидского залива ненадолго. Уже совсем скоро, в начале сентября, глава МИД вернется на Ближний Восток и посетит Саудовскую Аравию, а также Иорданию - об этом объявил сам министр.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Внешняя политика Катар МИД