На круги своя
Больше 75 процентов садов в Киргизии после 1991 года было приватизировано или передано госведомствам. Но в последнее время многие из этих зданий вернули в ведение министерства образования, и теперь они вновь будут использоваться по назначению.
- С 2012 года возвращено около 200 зданий садов, которые в свое время незаконно приватизировали, - сообщает начальник управления дошкольного, школьного и внешкольного образования министерства образования и науки Киргизии Марат Усеналиев. - Совместная работа по этому поводу Генпрокуратуры, Фонда по управлению госимуществом и минобразования продолжается. Уже сегодня охват дошкольным образованием вырос до 22 процентов. Для сравнения: шесть лет назад он составлял всего 14 процентов. Сегодня 173 тысячи детей посещают сады.
Еще десять тысяч малышей из отдаленных районов республики в этом году смогут, наконец, пойти в образовательные учреждения. С первого сентября по всей Киргизии работают 100 дошкольных организаций кратковременного пребывания.
- Это сады с трехчасовой программой для детей от трех до пяти лет, которые открылись в рамках проекта "Дошкольное образование в Киргизии", финансируемого Всемирным банком, - поясняет специалист по связям с общественностью отдела реализации и координации проектов Всемирного банка при минобразования КР Барчынай Кыдыкеева. - На выделенные средства детсады оснастили мебелью, учебно-методическими материалами и игровыми площадками, а также отремонтировали санузлы.
Сады кратковременного пребывания созданы по инициативе органов местного самоуправления, которые предоставили помещения, нашли квалифицированных педагогов и впоследствии будут оплачивать все текущие расходы. Что интересно, водить сюда своих малышей родители смогут совершенно бесплатно.
Кроме того, чтобы в полной мере подготовить детей к школе, министерство образования республики совместно с Всемирным банком внедрило программу "Наристе". Она предназначена для пяти- и шестилеток, которые вообще не охвачены дошкольным образованием.
В частном порядке
Тем не менее, нехватка детсадов в крупных городах страны остается острой. По данным Национального статистического комитета, здесь на 100 мест приходится 165 детей. Строительство новых учреждений в планы государства не входит. Поэтому часть нагрузки в области дошкольного образования перекладывается на частные организации. Последних в связи с этим недавно освободили от уплаты налога на прибыль, НДС и налога с продаж.
- Также для учредителей садов упростили лицензионные требования, - добавляет начальник управления дошкольного образования Марат Усеналиев. - Это привело к тому, что за шесть лет количество частных садов в столице выросло почти в три раза - с 43 до 127.
Несмотря на налоговые послабления, в Бишкеке открываются подпольные детские учреждения без соответствующей лицензии. Чаще всего такие организации регистрируются как развивающие центры, а работают как сады длительного пребывания. Поэтому реальное количество действующих частных садиков неизвестно. Как неизвестно и то, что может случиться с ребенком в месте, где санитарные правила и нормы юридически не действуют.
- Мы не отрицаем, что сегодня работает много нелегальных детсадов, - признается Марат Усеналиев. - Поэтому прежде чем отдать ребенка в дошкольное учреждение, родителям нужно проверять наличие лицензии. Если таковой нет, необходимо обратиться в минобразования с заявлением. То же самое нужно сделать, если при устройстве в садик администрация требует вступительный взнос.
Но граждане Киргизии, уже привыкшие заходить не с парадного, а с черного входа, с заявлениями и жалобами в госструктуры не спешат. Например, в этом году министерство образования официально запретило "добровольные взносы" при поступлении детей в школы. Но до практического соблюдения этой нормы еще далеко. Как бороться со взяточничеством в столичных госсадах, где требуемые суммы доходят до 20 тысяч сомов, - тоже открытый вопрос.
- Надо начинать с самого себя: требуют деньги - не давать, предлагают - не брать. Закон нарушает и берущий, и дающий взятку, - считает Марат Усеналиев. - Нам, конечно, жалуются по этому поводу. Многие просят принять меры в отношении коррупционера, но чтобы не портить отношения, хотят, чтобы их имя нигде не фигурировало. А мы не имеем права принять меры на основе анонимного устного обращения. В итоге гражданам проще молча заплатить требуемый "взнос". Получается замкнутый круг.
Дешево или качественно?
Несмотря на сложную ситуацию с садами, выбор у родителей есть: отдать ребенка в госучреждение, терпеливо выстояв в очереди, или выбрать одно из дорогостоящих частных заведений. Но в поисках идеального детсада многие понимают, что любой вариант - компромисс. Государственное учреждение обходится дешево - 1200 сомов в месяц, но из-за переполненности внимания отдельному ребенку в нем уделяется мало. Частный сад, где ежемесячная оплата колеблется от шести до 25 тысяч сомов, не всем по карману.
Чтобы минимизировать риск, мама четырехлетнего Вадика Елена переквалифицировалась из юриста в педагога. Окончила курсы воспитателей и пошла работать в детсад. Туда же устроила сына.
- Никогда не думала, что буду работать с детьми, - признается она. - Но мне важно знать, что делает Вадик, как с ним занимаются, в безопасности ли он. Поэтому пойти в садик воспитателем было наилучшим вариантом. Кроме того, работникам обычно делают существенные скидки при устройстве ребенка в то же учреждение.
За три года Елена успела поработать и в государственном саду, и в частном. Но своего малыша она предпочла отдать в частную организацию.
- В госсадах катастрофические условия. В некоторых из них по 60 человек в группе вместо положенных по СанПиНу 25. Дети спят в кроватях по двое, по трое, - поясняет Елена.
Другая мама, Алия, тоже предпочла коммерческий садик: недавно она перевела дочь Адинай и сына Кайрата из государственного учреждения в частное.
- Мне кажется, детям здесь лучше. В госсадах действуют стандарты по гигиене, питанию. Но нет индивидуального подхода при воспитании и обучении. В частных же работают с ребенком, пока не добьются от него определенного результата, - говорит Алия. - По затратам я разницы не заметила. В госучреждении помимо ежемесячной оплаты с родителей собирают деньги на ковры, шторы, ремонт, канцелярские принадлежности, подарки педагогам. Кроме того, родители платят за дополнительные кружки и доплачивают воспитателю, у которого, кстати, официальная зарплата около шести тысяч сомов.
Интересно, что при такой низкой заработной плате в госучреждениях республики нет острой нехватки квалифицированных педагогов. В частной сфере, где оплата труда куда выше, дефицит профессионалов - настоящая проблема. Ее пока невозможно решить даже на уровне министерства образования. При получении лицензии учредители частного сада указывают необходимое количество воспитателей с соответствующей квалификацией. Но впоследствии эти сотрудники могут уволиться, а на их место зачастую набирают тех, кто подвернется. Правда, бывают исключения.
Заведующая одним из частных детсадов Бишкека Ольга Сомикова, имеющая 32-летний стаж в области дошкольного образования, к кадровому вопросу подходит обстоятельно. По ее мнению, на группу из 15 детей должны приходиться няня и квалифицированный воспитатель, чтобы к каждому ребенку был индивидуальный подход.
При выборе сада она рекомендует в первую очередь обратить внимание на атмосферу в коллективе - она должна быть доброжелательной.
- Во-вторых, родителям следует поговорить с администратором. Это должен быть грамотный человек, который разложит всю информацию по полочкам, - рассказывает Ольга Сомикова. - В-третьих, нужно составить мнение о питании в заведении: зайти на кухню, познакомиться с поваром, заглянуть в холодильник. В-четвертых, надо посмотреть, как воспитатели общаются с детьми. Лучше всего поприсутствовать на занятиях. Исходя из всего этого, родители и решат, стоит отдавать ребенка в конкретный садик или нет.