14.09.2017 16:43
Общество

В Крыму спортсмены-инвалиды столкнулись с дефицитом инфраструктуры

В Крыму не хватает спортивной инфраструктуры для инвалидов
Текст:  Сергей Винник (Симферополь)
Российская газета - Неделя - Крым: №207 (7373)
В Евпатории прошел всероссийский спортивно-физкультурный фестиваль "Пара Крым". Его участники соревновались в легкой атлетике, парусном спорте, пауэрлифтинге, плавании, настольном теннисе и дартсе. По итогам командного зачета первое место заняла команда из Челябинской области. Второе досталось спортсменам из Иркутской области, третье - у команды Санкт-Петербурга. Все команды-победители получили призы от производителя спортивного снаряжения.
Читать на сайте RG.RU

Центр паралимпийского движения в республике собрал представителей 65 городов РФ. Представители власти и общественники снова заговорили о том, как облегчить жизнь людям с ограниченными физическими возможностями. Последние, например, хотят знать, что делают для людей с ограниченными возможностями в строящемся терминале аэропорта "Симферополь", сколько на полуострове пляжей, оборудованных для инвалидов, и как решается проблема транспортной доступности разных городов Крыма. Они считают, что вопросов было бы меньше, если бы между общественными организациями инвалидов, властью и бизнес-структурами существовал диалог.

Один центр на всех

Почему в Крыму дети-инвалиды не получили спецколяски

Оксана Годлевская - спортсмен-любитель, выступающая в легкоатлетической дисциплине - бег на инвалидных колясках. За время своей спортивной карьеры она участвовала во всероссийском открытом фестивале по спортивному туризму в поселке Малояз Республики Башкортостан, занимала призовые места в марафонах "Скифский берег", а теперь ей выпала честь представлять республику на III всероссийском физкультурно-спортивном фестивале "Пара Крым". В центре "Эволюция", где собрались почти 500 участников из 65 регионов страны, созданы все условия для занятий спортом для людей с ограниченными возможностями, но в родном городе Оксаны для тренировок инвалидов инфраструктуры практически нет.

- В Керчи за последние три года ничего не изменилось, инфраструктура для инвалидного спорта не появилось, - констатирует она. - Муниципальные власти хоть и говорят, что они работают в этом направлении, но на деле ничего не происходит.

Не лучше ситуация и в Симферополе. Если инвалидный спорт и упоминают, то только в связи с высшими достижениями на паралимпиадах. А ведь спортсменов-любителей гораздо больше, чем профессионалов. Для их тренировок в Симферополе условия отсутствуют.

- Не хватает инфраструктуры, в городе нет ни одного работающего бассейна, где могли бы заниматься инвалиды, - говорит теннисист Вадим Лукашенко.

Ситуация в Евпатории лучше - здесь находится центр паралимпийского спорта.

- У нас есть спортивный клуб, оборудование, работают квалифицированные тренеры, развивается пауэрлифтинг, паракарате, - говорит председатель городской федерации спорта инвалидов Валерий Темнеков. - Город выделил две ставки на карате. Пауэрлифтингом занимаются специалисты центра Инваспорта. Для горожан многое делается, но этого все равно недостаточно.

Нужен диалог

Насколько готовы российские курорты принять на отдых инвалидов

Отсутствие спортивной инфраструктуры - только верхушка айсберга проблемы, решения которых ждут люди с ограниченными возможностями. Одна из них - транспорт. В сентябре аэропорт Симферополя принимал участников фестиваля "Пара Крым" и получил благодарность от спортсменов-инвалидов.

- В прошлом году приехали 75 спортсменов с техническими средствами реабилитации, в этом сразу 125, - рассказал президент российского спортивного союза инвалидов Флюр Нурлыгаянов. - В аэропорту нас принимали прекрасно. Это показывает возможности Крыма в плане спорта, отдыха и оздоровления.

В пресс-службе сообщили, что каждый месяц аэропорт обслуживает около 2000 человек, которым требуется помощь для посадки в самолет. С инфраструктурой, по их словам, все в порядке - парковка для инвалидов оборудована кнопками вызова сотрудников, регистрация на рейс пассажиров с ограниченными возможностями проходит вне очереди. Есть 20 инвалидных колясок для перемещения в терминалах, колясками оборудованы амбулифты, которые доставляют тяжелобольных людей на борт самолета.

О том, какой будет инфраструктура для инвалидов в новом строящемся терминале аэропорта, общественники не знают, и потому хотят убедиться, что об инвалидах не забудут.

- Нужно провести встречу с общественными организациями, проинформировать о том, что предусмотрено для людей с ограниченными возможностями, - говорит председатель Всероссийского общества инвалидов (ВОИ), депутат Государственной думы РФ Михаил Терентьев. - Коммуникация почему-то не выстроена.

В строящемся терминале привокзальная площадь и новое здание, в том числе 28 лифтов, спроектированы как элементы безбарьерной среды. "Когда новый терминал перейдет в высокую стадию готовности", инвалидов-общественников и активистов пообещали пригласить на строительную площадку, чтобы протестировать инфраструктуру.

Гораздо более остро "проблема доступности" стоит с общественным транспортом. Если на городских маршрутах нескольких городов полуострова работает низкопольный транспорт со специально оборудованными местами, то переезд между муниципалитетами для людей с ограниченными возможностями остается препятствием, порой непреодолимым. Минувшим летом единственный пока такой автобус появился на маршруте Саки - Симферополь, но этого крайне мало. По мнению общественников, частично снять остроту проблемы могли бы автошколы, где инвалиды будут получать права, но в Крыму пока нет ни одних курсов, где были бы учебные автомобили с ручным управлением. И хотя об этой проблеме говорят уже не первый год, ничего не меняется. Это же относится к оборудованным пляжам.

Список обещаний

Крым получил 22 социальных такси для инвалидов

В действительности по программе "Доступная среда" в Крыму делается немало, но недостаточно, учитывая, что регион курортный и ежегодно на полуострове принимают не менее пяти миллионов туристов. По данным профильного министерства, в РК есть минимум 69 пляжей, в разной степени приспособленных для людей с ограниченными возможностями. Минтранс РК обещает, что необходимых автобусов станет больше. Учитывая, что переоборудование одной машины обходится от 500 тысяч рублей до 1 миллиона, сознательным перевозчикам в министерстве обещают бонусы - они получат преференции в виде дополнительных баллов на конкурсе определения перевозчиков.

Предприятие "Крымавтотранс" до конца года обещает потратить 14,5 миллиона рублей на переоборудование автостанций в Симферополе, Саках, Евпатории и Ялте. Появятся пандусы, в зданиях расширят двери, обустроят специальные залы. Для слабовидящих сделают подсветку и таблички со шрифтом Брайля.

Администрация Симферополя также планирует в течение двух ближайших лет направить 9 миллионов рублей на создание доступной среды. Эти средства израсходуют на 60 объектов. Чтобы выстроить коммуникацию между общественниками, властью и бизнесом, Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) намерено открыть в Крыму свой филиал.

- Региональная организация будет способствовать решению многих проблем, ВОИ сотрудничает с федеральными и региональными органами власти, - сообщил ее председатель Михаил Терентьев. - Мы не просто критикуем, но и предлагаем решение.

Комментарий

Елизавета Кожичева, министр спорта Крыма:

- В Саках создан региональный центр "Инваспорта". Эта структура полностью финансирует участие крымских паралимпийцев во всероссийских и международных соревнованиях. На базе центра "Эволюция" регулярно проводятся сборы. Спортсмены недавно получили экипировку, чтобы представлять республику на всероссийских соревнованиях.

Кстати

5 миллионов рублей в год предусмотрено в бюджете Крыма на проведение календарных мероприятий спортсменов с инвалидностью.

Соцзащита Спортивная жизнь Республика Крым Крым