Живописец из райцентра Казачинское Арсений Милованов проводит на Енисее арт-фестиваль, чтобы одолеть разобщенность творческих масс. Заслуженный художник России Константин Войнов обустроил художественную галерею в родном селе. Автор пронзительных лирических полотен Юлия Иванова - идеолог международного проекта "Ангелы мира".
На порогах
Идея провести фестиваль с участием художников, литераторов и бардов на Казачинских порогах вряд ли могла родиться в голове жителя краевого центра. И потому, что место это - пороги - почти недоступно, добраться туда можно только на вездеходе по тайге или по Енисею на мощных моторных лодках, управляемых опытными рулевыми. И потому еще, что мотив разобщенности творческой элиты в Красноярске звучит приглушенно. В глубинке он - пронзителен и очевиден. Вот и родилась идея - собрать всех, кому это нужно, на одной площадке, желательно - на лоне природы.
- Фестиваль - звучит слишком громко для того, что получилось, - улыбается инициатор и организатор Арсений Милованов. - Нет какой-то выстроенной концертной или выставочной программы. Поем, общаемся, пишем этюды.
Сам Милованов - и художник, и бард, потому и стал мостиком для разных сообществ. Неприступное место выбрали для того, чтобы не оказалось там лишних людей, приехавших "потусоваться". С самого начала отказались от идеи - обратиться за помощью и поддержкой, в том числе финансовой, к властям.
Первый фестиваль - назвали его "Сибирская душа" - прошел в 2013 году. Отважились добраться немногие, всего собралось человек тридцать - художники, поэты, барды из Казачинского, Лесосибирска, Енисейска. Сказались издержки избранничества. Да и с капризными местными лодочниками договариваться нелегко. Через три дня общения, когда нужно было возвращаться, в Енисее поднялась вода, и перевозчики выдвинули ультиматум: "К месту не поедем, идите пешком до такой-то точки, оттуда заберем". Пришлось тащиться по пересеченной местности. Но и там - не без добрых людей, подвернулся благодетель на катере, перевез.
При проведении второго фестиваля сложности вроде учли - как выяснилось, не до конца. На пороги проехали на тракторе с тележкой, а вот на обратном пути тележка застряла. Пришлось обращаться снова к лодочникам. Тележку потом едва вызволили из тайги, но хозяину ее это счастья не вернуло: прицепной транспорт оказался безнадежно поломан.
Несмотря на проблемы, участникам фестиваль добавил не только адреналина, но и вдохновения. Хотя, признается Милованов, самому организатору, в отличие от других, на итоговой выставке в родном селе показать было нечего: поработать кистью и карандашом не удалось, все время ушло на организационные хлопоты. И он нашел оригинальный выход: на стене, на фоне графического изображения порогов натянул чистые холсты и предложил коллегам самовыражаться - словами и рисунками. Вышла оригинальная интерактивная экспозиция.
Теперь Арсений и другие энтузиасты думают над продолжением заложенной традиции необычного пленера, но так, чтобы обошлось уже без экстремальных приключений и поломанной техники.
Очаг культуры в Усолке
Художественную галерею в родной деревне Усолка Дзержинского района Константин Войнов создал случайно. Так сложились обстоятельства. Когда он был в деревне, представители районной администрации воспользовались визитом на малую родину заслуженного художника России, приехали советоваться. Район выиграл культурный грант из бюджета - как удобнее, выгоднее и полезнее его использовать? Войнов предложил: давайте построим художественную галерею. Директор Дома культуры идеей вдохновилась настолько, что предложила в качестве выставочного зала собственный кабинет. Небольшая площадь, но уж какая была. Сама хозяйка кабинета перебралась в помещение поскромнее. Экспозицию собирали "методом народной стройки".
- Мы ведь все, еще когда были молодыми, начинающими художниками, часто обменивались друг с другом картинами, - рассказывает Константин. - У меня таких подаренных работ скопилось достаточно. Теперь многие из тогдашних "начинающих" - известные, признанные мастера. Вот с таких картин и начиналась галерея.
Часть графических работ предоставил Красноярский художественный институт, часть просто подарили художники по доброте душевной. Таким образом в коллекции собралась более сотни картин, созданных на высоком профессиональном уровне. Галерея открылась летом 2010 года. А еще через год под нее выделили подвальное помещение в том же здании, значительно большее по площади и более привлекательное по возможностям. Руководители района нашли деньги на реконструкцию. Количество работ увеличилось, появилась скульптура. Среди имен художников - и самые молодые, но уже заслужившие признание, и академики: некоторое количество работ для временного экспонирования предоставлено отделением "Урал - Сибирь - Дальний Восток" Российской академии художеств.
Усольская галерея стала изюминкой таежного Дзержинского района, а сам Константин Войнов, под чьим началом она создавалась, получил там удостоверение почетного гражданина. Сюда теперь водят именитых гостей, некоторые туркомпании, специализирующиеся на въездном туризме, вписывают адрес галереи в свои маршруты.
- Когда мы все это создавали, у меня было условие: галерея должна работать под государственным крылом, - говорит Константин Войнов. - Например, в статусе филиала районного краеведческого музея. Пока этого, к сожалению, не произошло, хотя письма с такой просьбой я направлял в краевой минкульт и парламент. Спикер Заксобрания откликнулся сразу, а из министерства я так и не получил ответа.
…В центре галереи стоит колонна, подпирающая свод. Войнов оформил ее в виде "родового дерева". Теперь любой житель Усолки может принести сюда свои семейные фотографии, прикрепить, оставить на всеобщее обозрение. "Родовое дерево" обрастает "корой".
Ангелы над миром
Идея проекта "Ангелы мира", теперь международного, родилась у красноярского художника Юлии Ивановой. В голове ли, в сердце… Юлия тяжело болела. А когда болезнь отпустила, в знак благодарности стала рисовать ангелов - каждый день по одному рисунку. Сначала это были просто эскизы, наброски, потом некоторые превратились в картины. Позже она решила подключить к своей затее друзей-художников. Девять живописцев ежедневно писали ангелов - сюжетно работы были связаны с какими-то событиями в жизни каждого. Идея оказалась не только увлекательной, но и весьма плодотворной: работы экспонировались в красноярских залах, в Минске, Москве. А в 2013 году на одной из конференций в Красноярске Юлия Иванова поделилась с публикой идеей: творческими силами художников создать необычный календарь, где каждый из 365 дней был бы овеян ангельским крылом. Идея растрогала буквально до слез, у нее тут же появились сторонники и соратники. Так родился некоммерческий проект, скоро ставший международным.
- У нас с самого начала не было цели - собрать под "крышей" проекта одних только профессионалов, - говорит пиар-директор "Ангелов мира" Олег Ровда. - Иногда случается, что картина, написанная непрофессиональным художником, цепляет сильнее, чем мастерская работа. Секрет в том, что участники проекта пишут не просто ангелов - они через этот образ передают события конкретного календарного дня, повлиявшие на их жизнь.
Олег приводит пример. Художница-армянка написала картину, посвященную пережитому ею землетрясению в Спитаке: мужчина в образе ангела выносит пострадавшего. У героя полотна есть реальный прототип. Художнице было 15 лет, когда случилась эта трагедия, и еще до прибытия спасателей сорокалетний мужчина в джинсах и футболке бросился к завалам. Спустя три десятилетия автор картины нашла своего героя, теперь уже семидесятилетнего, и наделила его крыльями ангела. Подобных историй за время существования проекта можно отыскать великое множество. Организаторы думают даже издать отдельной книгой сюжеты представляемых работ.
В настоящий момент в проекте участвуют уже более 180 полотен - половина из количества дней в году.
- Не надо воевать - надо рисовать ангелов, - сказала мама Юлии Ивановой. - И никаких войн тогда не будет.
Цвета Арктики
В начале 80-х годов прошлого века смоленский художник Владимир Королев, оказавшись в заполярном поселке Диксон, обосновался там, а через некоторое время создал художественную галерею. Она расположилась в помещении бывшего винного магазина. Экспонаты собирали по всему СССР - художник обратился за помощью в Министерство культуры, посыл был беспроигрышным: "В тундре мало красок, они появляются только весной-летом, в Заполярье эти времена года коротки, остальное время люди видят черно-белое. Хорошо бы разнообразить цветовую гамму". В результате он собрал большое количество картин, выполненных в самых разных техниках, художниками самого разного уровня. Галерея в Диксоне стала "наглядным пособием" для юных живописцев.