Точная формулировка решения еще более строга: Россия отстранена от Игр. Отдельные спортсмены, чья невиновность в нарушении антидопинговых правил будет доказана, смогут выступить под олимпийским флагом. Их будут называть "Олимпийскими атлетами из России", соответственно, на их форме не будет флага нашей страны, а на церемониях не будет звучать российский гимн. А определять, кто именно сможет выступить в Пхенчхане, будет Независимая организация допинг-тестирования, учрежденная весной этого года. Кроме того, был принят ряд жестких решений в отношении российских спортивных чиновников.
Собственно, чего-то подобного следовало ожидать. Было бы невероятным предположить, чтобы после всех обвинений, после спланированной атаки на наш спорт Россию внезапно оставили бы в покое и допустили до Олимпиады на общих основаниях. Слишком много усилий потратило Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) и слишком много денег на то, чтобы превратить нашу страну в, ни больше ни меньше, источник всего зла в мировом спорте.
Удивительное дело: ВАДА, приободренное поддержкой извне, сочло себя правомочным решать судьбы атлетов, не заботясь о том, что это вовсе не входит в юрисдикцию организации. А в этой внешней поддержке сомневаться не приходится: все, что происходило вокруг российского спорта в последние месяцы, нельзя назвать ничем иным, как политическими играми. На это указывал в недавнем интервью российским телеканалам и председатель правительства РФ Дмитрий Медведев. Он, в частности, подчеркнул, что противники России выбрали для решающего удара момент, близкий к предвыборной кампании в нашей стране. Ну и о каких спортивных принципах тут может идти речь?
Все прекрасно помнят, какими средствами пользовались наши недоброжелатели в ходе антироссийской кампании. Это и безумная мыльная опера в двух частях под названием "доклад Макларена", это и бредовые показания перебежчика Григория Родченкова, который решил нагреться на нашем спорте, продав ложные сведения США, а теперь, не получив от заказчиков денег, признается в попытке самоубийства. И в который раз здравомыслящие люди задаются вопросом: а что, допинг - только российская проблема? Да, в нашей стране есть сложности с допингом, это признавал и президент РФ Владимир Путин. При этом он подчеркивал, и нам остается подчеркнуть вслед за ним: допинг - проблема глобальная, и с ней точно так же следует бороться в других странах. Пример Россия подала: по инициативе Путина была создана Независимая общественная антидопинговая комиссия под руководством почетного члена МОК Виталия Смирнова, которая уже проделала колоссальную работу по искоренению этой беды в нашем спорте. Восстанавливается Российское антидопинговое агентство, которое уже - пусть и под сторонним наблюдением - проводит тестирования. Россия выполняет все требования, которые к ней выдвигались для того, чтобы наших спортсменов допускали до турниров наравне с остальными. Но этого никто словно и не хочет замечать.
И какая же это вопиющая несправедливость в отношении "чистых" российских спортсменов. Эксперт ВАДА Ричард Макларен в своем докладе обвинил более тысячи наших атлетов в нарушении антидопинговых правил, но их вина так и не была доказана. Следственный комитет РФ в своем расследовании опроверг большую часть доводов из доклада Макларена, и работа СК еще не закончена. При этом канадский профессор, чьего мнения никто, в общем, и не спрашивает, позволяет себе комментарии вроде: "если Россия продолжит свои нелепые оправдания, санкции будут серьезнее". Про нелепость доклада самого Макларена мы умолчим - и так было достаточно об этом сказано. Но как будто канадец имеет право выносить такие решения!
Нет такого права и у русофобского руководства ВАДА в лице действующего руководителя организации Крейга Риди и ее бывшего главы Ричарда Паунда, которые отказываются признавать очевидные шаги, сделанные Россией для восстановления нашего спорта в правах. В этой связи, кстати, жаль президента МОК Томаса Баха, оказавшегося между двух огней. С одной стороны, игнорируя мнение ВАДА, за которым стоят гораздо более мощные силы, он рискует своим постом и финансовым благополучием МОК - его основные спонсоры, крупнейшие транснациональные корпорации, как известно, базируются в США. С другой же стороны, он, как адекватный человек, не может не понимать абсурдность ситуации, потакание которой ставит под удар его репутацию. И он, как никто другой сейчас, знает, что такое следование Олимпийской хартии.
Бах сделал все, что было в его силах, чтобы максимально смягчить приговор в отношении наших спортсменов перед Олимпиадой в Рио-2016 - тогда он нашел компромисс, предоставив право допускать атлетов до Игр международным федерациям в различных видах спорта. И это решение себя оправдало: большинство федераций допустило россиян - за исключением Международной ассоциации легкой атлетики (ИААФ) под руководством также очень не любящего нашу страну Себастьяна Коу.
Теперь же Баху приходится гораздо сложнее. Он был вынужден санкционировать работу комиссий, который расследовали обвинения в нарушениях со стороны России во время Олимпиады в Сочи-2014, и к выводам комиссий он не имел возможности не прислушаться. А ведь именно с сочинских Игр началось его президентство в МОК. На церемонии зажжения олимпийского огня в Греции осенью 2013 года он сиял в ожидании спортивного праздника - он был на одной волне с россиянами. И на мой вопрос о том, чего он ждет от Игр в Сочи, Бах тогда без лукавства ответил: "я жду лучшей зимней Олимпиады в истории".
Она таковой и была. И никакие происки недоброжелателей не отменят блестящей победы наших спортсменов на домашних Играх. Сейчас нашей стране плюют в лицо, стремясь вынудить российских атлетов выходить на олимпийские стадионы без российского флага, без звуков нашего гимна. Но те, кто так боролся против нас, не понимают одного: что бы они ни надумали, теперь слово за Россией. Теперь нам решать, поедут ли наши спортсмены в Пхенчхан. Выступление российских спортсменов в нейтральном статусе - унижение для нашей страны, об этом уже говорил Владимир Путин. И если Россия не выступит на Олимпиаде, то это будет наше решение, а не МОК, ВАДА или еще чье-то. А противники нашей страны добьются только того, что нанесут сокрушительный удар по идеалам мирового спорта. И сами же, вероятно, и будут это расхлебывать - а когда поймут, что не справляются, побегут просить помощи у России.
Вскоре после решения МОК появились первые комментарии по решению МОК. Так, первый замглавы Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич считает, что нашим спортсменам не стоит ехать на Игры:
"Не знаю, каким в конечном счете будет выбор России, но, на мой взгляд, великой державе не пристало "инкогнито" ехать на Олимпиаду", - цитирует Клинцевича ТАСС.
В свою очередь первый вице-спикер Госдумы Иван Мельников отметил, что политика тотального преследования российских спортсменов нацелена на то, чтобы унизить Россию и весь наш народ. "Все решения, немыслимые по жесткости, - часть этой политики", - сказал Мельников журналистам.