10.12.2017 15:30
Культура

Шедевр Владимира Татлина занял место в экспозиции Новой Третьяковки

Шедевр Владимира Татлина занял место в экспозиции Новой Третьяковки
Текст:  Жанна Васильева Сергей Михеев
Российская газета - Федеральный выпуск: №281 (7447)
После года кропотливых исследований и реставрации "Летатлин", в чьем имени спрятана фамилия его создателя, взлетел в Новой Третьяковке.
Читать на сайте RG.RU

Аппарат, похожий на птицу, в которую должен превратиться человек, можно рассмотреть целиком, только задрав голову и обходя кругом. Девятиметровый размах раскрытых крыльев: одно - с "обнаженной" структурой острых нервюр, расходящихся, словно раскрытый веер, другое - укрытое легчайшей тканью, странно похожее на парус. Пилот устраивался в плетеной "люльке" внутри ажурного фюзеляжа.

Махолет, без которого история искусства ХХ века будет неполной, - словно из ранних стихов Велимира Хлебникова.

"Пусть Млечный путь расколется на Млечный путь изобретателей и Млечный путь приобретателей…". 

Если Владимир Евграфович Татлин, гений и мастеровой, "тайновидец лопастей и винта певец суровый из отряда солнцеловов" (Хлебников), был посланец с того самого "Млечного пути изобретателей", то "Летатлин"  - это воплощенная мечта не столько о новой машине, сколько о новом человеке и "нужном искусстве". Насколько разительно эта изначальная мечта отличается от того "нового человека", которого сконструировал ХХ век, демонстрирует как раз "Летатлин".

Московская филармония посвятит фестиваль Родиону Щедрину

На заводских конвейерах, придуманных Фордом, воспетых Тейлором и взятых на вооружение "прогрессивным" человечеством, человек приравнивался к машине. Его ценность определялась способностью встроиться в производственный процесс и отказаться от свободы ради "эффективности". "Летатлин" совсем не об этом. Тут человек учится не у машины - у природы. Он не отказывается от своей воли, а напротив - обретает вольность птицы и раздвигает границы своих возможностей. Его эффективность определяется даром чувствовать красоту и мир.

В Третьяковскую галерею Летатлин прибыл из монинского филиала Центрального музея Военно-воздушных сил РФ, где  провел лет двадцать - где выглядел, должно быть, не то представителем какого-то исчезнувшего вида, не то тупиковой ветвью конструкторской мысли?

Экспликация поясняла, что перед вами - "образец летательного аппарата с машущими крыльями для индивидуального полета".

На первый взгляд, это история о поражении. "Летатлин" не полетел, как задумывал Татлин и его создатели. Василий Ракитин, исследователь русского авангарда, пишет, что обдумывать замысел махолета Татлин начинал еще в годы работы в Киевском художественном институте. Но непосредственная работа над моделью шла уже во ВХУТЕИНе, где работал вместе со своими учениками Сотниковым, Павильоновым, Щипицыным, Зеленским, хирургом Гейнце и летчиком-инструктором Лосевым.

Первый "Летатлин" был показан в Клубе писателей в 1932 году, затем  демонстрировался в легендарном Государственном музее нового западного искусства рядом с "Музыкой" и "Танцем" Матисса, с картинами Пикассо из коллекции Щукина. Фактически Татлин  продолжил "диалог" с Пикассо. Тот, что скорее всего не состоялся в 1914 году, но ради которого Татлин, певец-бандурист с Русской кустарной выставки в Берлине, приехал в Париж и пришел в мастерскую Пикассо.

В зале Чайковского представили "Английский сад" Уильяма Кристи

"Летатлин" был ответом кубизму, выходом из станковой картины в реальность. Но одновременно "Летатлин" был не просто образом, метафорой искусства, которое вырывается в мир реальный, он был любовно и тщательно сделанной вещью. Вещью, которая, нет, не создает нового человека, скорее - напоминает о его второй природе.

Примерно как античный кентавр, "Летатлин" отсылает к двойственной природе homo sapiens. Но - если человек-лошадь стал символом двойственной, наполовину звериной природы человека, то человек-птица напоминает о "воздушной", ангельской ипостаси человека. "Летатлин" - при всей его плотности, элегантном техническом решении, - напоминание о возможности "воспарить". И о красоте этого возможного полета.

Возвращение в пространство Новой Третьяковки, в зал с контррельефами Татлина, где рядом - его картины, для "Летатлина" -  как возвращение домой. 

Прямая речь

Сергей Александрович Виноградов, реставратор по дереву, ГТГ:

Конструкция аппарата состоит из фюзеляжа, подвесной плетеной люльки для пилона, и двух крыльев. Чертежи не сохранились. Но здесь, по-видимому, не хватает нескольких элементов. На старых фотографиях можно увидеть педали. То есть движение крыльев задавалось движением педалей и системой тросов.

Картину Айвазовского продали на аукционе в Праге за 600 тысяч евро

Когда реставраторы по ткани разматывали киперную ленту, то обнаружили, что скрытые переломы нервюр были зафиксированы с помощью металлических пластин. И рядом с этими пластинами был еще двойной перелом.
Не нарушая аутентичности нервюр, мы склеивали их встык с помощью струбцин. Это зажимное устройство специальное. Прорезали врезку вертикальную. Вклеивали врезку трапеционной формы - из дуба, то есть более крепкого материала. И усилили шпунтами - перпендикулярно. На фотографиях все этапы реставрации можно видеть.

Королькова Светлана Михайловна, реставратор музейного текстиля высшей категории, ГТГ:

Памятник прожил достаточно сложную жизнь. Хотя ткань крыла 1967 года, она в затеках, много пятен. Мы сделали анализы ткани. Это хлопчатобумажная ткань, из целлюлозы. Целлюлоза данного вида делалась с 1920-х по 1960-е годы.

На обтянутом и на необтянутом крыле, и на фюзеляже есть подлинный шелк 1932 года - зеленого цвета.  Вместо киперной ленты в 1932 году - был шелк.

Кстати

Сокровища Эрмитажа: Жан Жерен. "Эпизод сражения под Кульмом"

Третьяковская галерея приглашает на открытую дискуссию "Летатлин: возвращение. Публичное исследование орнитоптера" 9 декабря 2017 в 13.30 в "ЗИЛАРТ-холл" (ул. Автозаводская, д. 22) всех интересующихся русским авангардом и историей безмоторных летательных аппаратов.

В рамках мероприятия для детей будет организован мастер-класс "Я у мамы инженер", во время которого маленькие гости смогут принять участие в строительстве Моста да Винчи и Шуховской башни.

Вход свободный. Количество мест ограничено. Необходима регистрация по ссылке.

Фоторепортаж: Шедевр Владимира Татлина занял место в экспозиции Новой Третьяковки

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"

Арт