22.12.2017 18:25
Культура

В Новосибирске поставили мюзикл о жизни и смерти

В Новосибирске играют мюзикл о жизни и смерти
Текст:  Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №292 (7458)
Мюзикл о жизни и смерти - не слабо? В основе философская пьеса Карела Чапека "Средство Макропулоса" о певице Эмилии Марти, прожившей 337 лет благодаря волшебному снадобью королевского лекаря. Ее ставят часто: утешительно сознавать, что жизнь бесконечно долгая - это жизнь наскучившая, бессмысленная и потому мучительная.
Читать на сайте RG.RU

Пьесу уже переводили в музыкальный жанр для фильма "Секрет ее молодости" с Людмилой Гурченко; само присутствие дивы переместило смысловые акценты в зону шикарного шоу, фильм не отнесешь к этапным. Надеюсь, новой версии либреттиста Константина Рубинского и композитора Владимира Баскина суждена более долгая жизнь - по крайней мере, она того заслуживает. Премьера в постановке Екатерины Василёвой состоялась в Новосибирском музыкальном театре - так теперь именуется Театр музыкальной комедии, потому что в спектакле, который закончится торжеством Ангела Смерти, не до смеха.

Архангельским детям из трудных семей подарили билеты на "Щелкунчика"

Адаптируя весьма запутанную, перенасыщенную генеалогией пьесу для музыкальной сцены, драматург хотел, чтобы словам было тесно, а чувствам просторно; это спектакль состояний, он открыто эмоционален и потому динамичен. Диапазон - от лирики, гротеска и эксцентриады до пафоса и яростного отчаяния. Стилистика музыки вырастает из плотных, насыщенных симфоджазовых звучаний в роскошной, я бы сказал, оркестровке с обилием ярких, запоминающихся мелодий и острых синкоп, азартно, но четко исполняемых даже в сложных ансамблях - профессиональная выучка вокалистов впечатляет. Сценография Софьи Кобозевой - нагромождение ящичков архивариуса, способное, вращаясь, обозначить и городок, и поезд, и любовное ложе и даже крематорий - выдержана в изумрудно призрачных тонах, иногда озаряемых кровавым багрянцем. Костюмы выражают не время и не его быт - скорее характеры и пристрастия: тореро - и в старости тореро, страсть к самолетикам останется с героем и в пору первой любви. Много символики - иногда громоздкой и, сказать правду, плохо читаемой. Много эротики - чуть намеченной, сумрачной, обреченной. Время от времени возникают дивные ансамбли - совершенно бродвейского уровня по музыке и по отточенной хореографии (Ярослав Францев).

Фоторепортаж: В Новосибирске поставили мюзикл "Средство Макропулоса"

Прима театра Елизавета Дорофеева в роли Эмилии создает образ мерцательный: ее героиня и хороша и одновременно инфернальна, в ней смешались ослепительная молодость и немощная дряхлость, в ней есть подземная, мрачная, взрывная энергетика. Перед нами трагедия личности изверившейся, уже все на свете пережившей и бьющейся в попытках найти в себе хоть искру еще живого чувства. Трагедия, исход которой читается как избавление. Из партнеров я бы особо отметил обаятельную лирическую пару юных Янека и Кристины, которые по-разному хороши в обоих составах (Никита Воробьев - Евгения Огнева и Антон Лидман - Анна Ставская).

В Башкирском театре оперы и балета поставили оперу "Царская невеста"

Судя по этой премьере, Новосибирский музыкальный сегодня - театр сильный, уверенный в себе и в любви своих зрителей. Порадовало редкое теперь сочетание современного подхода к репертуару (здесь ставят много мюзиклов) и верности лучшим традициям оперетты. Большинство театров спешат от них отречься, изжить даже намеки на родство мюзикла с опереттой, до предела размыть такое понятие, как актерские амплуа. Вот и нет больше новых Яронов, Мареничей, Водяных - актеров, способных взрывать зал одним появлением на сцене, уже первой модуляцией голоса. Здесь - есть. Когда на сцену явился Александр Выскрибенцев в роли престарелого - согбенного и скрюченного - торреро Гаука-Шендорфа, в зал словно вбросили бикфордов шнур: все сразу напряглось, накалилось в веселом ожидании. Мы получили блистательный гротескный номер, который и наслаждение доставил, и отлично вписался в ткань спектакля, ничуть из него не выбивался, не выглядел архаичным: талант не бывает старомоден, он всегда только неотразим.

Это спектакль состояний, он эмоционален и потому динамичен

Новосибирский музыкальный принадлежит к разряду так называемых "директорских театров": здесь нет главного режиссера, а роль худрука выполняет Леонид Кипнис - один из опытнейших театральных менеджеров страны. В России это уже сформировавшаяся тенденция, у нее есть великолепные результаты: вспомним успехи "Московской оперетты" или Екатеринбургского театра оперы и балета. Директор определяет репертуар, приглашает постановочные команды, предлагает свой вариант распределения ролей, от него зависят лицо театра и его атмосфера. Профессиональный актер и театровед, Кипнис пришел на пост более двадцати лет назад, с той поры театром завоевано много наград, включая "Золотые маски".

Как вы ищете баланс между прошлым жанра и поисками будущего?

Леонид Кипнис: Есть постулат: театр живет традициями, а развивается - экспериментом. Каждый год мы обязательно ставим одно классическое произведение. И так реализуем возможности наших солистов, окончивших консерваторию и обладающих серьезными вокальными дарованиями. А многие пришли из театральных институтов - их мы ориентируем на мюзикл. Но это единая труппа. В музыкальном театре артист должен быть универсальным: играть драму и комедию, петь и хорошо двигаться, владеть танцем и микрофоном. Поэтому наши актеры обязательно ходят на уроки по речи, хореографии, пластике… Консерватории этому все еще не учат - они заточены на человека у рояля. А вот ребята, которые в нашем театре проходят хорошую актерскую школу, потом пригождаются везде, в том числе и в Новосибирском оперном.

Калининградцам показали необычного "Севильского цирюльника"

В вашем репертуаре преобладают мюзиклы... На оперетту хуже ходят?

Леонид Кипнис: На нее идет более возрастная и более образованная публика. Для большинства молодых классическая оперетта - это что-то с другой стороны вечности. Они тянутся к новым формам мюзикла. Два года назад мы сделали очень необычный проект - фолк-рок-мюзикл "Тристан и Изольда" французского композитора Алана Симона. Это симбиоз разных музыкальных стилей: нашему балету пришлось учить ирландские танцы, в симфонический оркестр ввели рок-группу, волынки, продольную арфу, кельтские народные инструменты… В создании спектакля участвовал сам композитор, для премьеры он привез солистов из Италии и Австралии. Этот проект не имел прецедентов в России…

Почему же его не показали на "Золотой маске"?

Леонид Кипнис: Эксперты не заинтересовались. У меня давнее ощущение, что спектакли нашего жанра в конкурс отбирают люди, у которых, возможно, прекрасное консерваторское образование, но к оперетте и мюзиклу они относятся скорее снисходительно. Как учат в консерваториях: "Будешь петь плохо - пойдешь в оперетту!".

Музыкальный театр Новосибирск Сибирь