18.02.2018 19:23
Экономика

Парикмахерской пришлось сменить название из-за ЧМ-2018

Парикмахерской пришлось сменить название из-за ЧМ-2018
Текст:  Яна Шамаева (Ижевск)
Российская газета - Федеральный выпуск: №36 (7499)
Удмуртcкое управление Федеральной антимонопольной службы (ФАС) потребовало у владелицы парикмахерской FiFa в Ижевске сменить название. Его посчитали схожим с аббревиатурой международной федерации футбола FIFA, а, значит, парикмахерская якобы имела определенное преимущество на рынке, рассказала "РГ" начальник отдела контроля рекламы управления ФАС в регионе Татьяна Семенова.
Читать на сайте RG.RU

- Использование индивидуальным предпринимателем в наименовании обозначений FIFA и FiFa противоречит обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, создает преимущество при оказании парикмахерских услуг на территории Ижевска, поскольку вызывает ложное впечатление о причастности данного лица к FIFА и могло причинить убытки конкурентам, - говорится в решении ведомства.

Под символикой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года понимается флаг, логотип, гимн, девиз FIFA

В отношении предпринимателя возбудили дело. Однако претензии антимонопольщиков хозяйке парикмахерской показались странными. Заведение работает с 2010 года, и за это время замечаний она не получала:

- Изначально название было FiFa, то есть девушка, а клиенты-мужчины постоянно спрашивали, почему не FIFA. Мяч мы пририсовали туда только потому, что женщины при виде нашего названия понимали одно, а мужчины - другое.

- Когда ко мне пришли антимонопольщики, я у них сразу спросила: почему мы столько лет работаем, а претензии возникли только сейчас. Они мне ответили, что не знали о нашем существовании, - поделилась подробностями хозяйка парикмахерской Марина Сергеева. Нашумевшую вывеску она сняла, визитки поменяла на новые, сайт заблокировала и сейчас думает о новом названии для своей парикмахерской.

На минеральную воду могут ввести монополию

Сложившуюся ситуацию в УФАС по Удмуртии объяснили тем, что ранее никаких заявлений, жалоб на название парикмахерской к ним не поступало, а шансы найти ее случайно, как это получилось в этом году при объезде города, все-таки очень малы. При этом они добавили, что проблемы с подобным названием могут возникнуть и у тех, кто напишет FIFA русскими буквами.

- Есть такой сайт ais-agency.ru - это организация, которая представляет интересы FIFA в России. На этом сайте содержится перечень всех товарных знаков, принадлежащих компании. Так вот: наименование FIFA, как по-русски, так и по-английски, является зарегистрированным товарным знаком. Если будет такое установлено, направляется запрос представителям ФИФА в России, и они дают оценку: будет ли это являться нарушением их имущественных прав. В любом случае все это решается комиссией с учетов всех обстоятельств дела, - пояснила Татьяна Семенова.

Официально

Наименование FIFA (ФИФА) как на русском, так и на английском языке, относится к официальной символике и охраняется авторским правом и антимонопольным законодательством. Несанкционированное использование символики влечет за собой последствия для предпринимателей, поскольку признается недобросовестной конкуренцией. Использование символики FIFA создает иллюзию причастности продавца к FIFA и спортивному мероприятию и дает ему тем самым необоснованное преимущество.

"В компетенции ФАС России защита имущественных прав FIFA и пресечение неправомерного использования символики мероприятий чемпионата мира FIFA 2018. В случае выявления фактов использования обозначений, сходных до степени смешения с товарными знаками FIFA, лицами, не имеющими на то правовых оснований, применяются меры, предусмотренные положениями закона 108-ФЗ и закона о защите конкуренции", - сообщили "РГ" в ФАС России.

Матвиенко поручила каждому сенатору зарегистрировать региональный бренд

Товарный знак FIFA зарегистрирован по классу 41 МКТУ, то есть он имеет правовую защиту в таких областях, как образование, развлечения, организация спортивных и культурных мероприятий, говорит Юрий Зайцев, партнер юридической компании SILA International Lawyers. Фирменное наименование Международной федерации футбола FIFA широко распространено во всем мире уже более сотни лет. "Регистрация оригинального торгового знака в России была проведена после начала работы парикмахерской. Тем не менее с точки зрения антимонопольного законодательства факт использования настолько известного фирменного наименования является прямым нарушением прав непосредственного правообладателя - Международной федерации футбола, выражающийся в использовании в своих собственных целях репутации и международной признанности FIFA", - пояснил "РГ" Георгий Вяткин, руководитель отдела интеллектуальной собственности юридической фирмы "Интеллектуальный капитал".

Действия УФАС по Удмуртской Рреспублике законны. Название парикмахерской FiFa сходно до степени смешения с наименованием Международной федерации футбола FIFA, утверждает Юлия Семенова, старший юрист CAF Group: "Кроме того, на вывеске был изображен футбольный мяч, при этом владелец парикмахерской не заключал каких-либо сделок с FIFA, то есть никаких правовых оснований для использования этого товарного знака он не имел. Вот если бы на вывеске было размещено наименование "ФиФи" и был изображен не футбольный мяч, а "расфуфыренная красотка", то действия УФАС можно было бы обоснованно оспорить . В этом случае можно было бы вполне успешно обыграть то, что предприниматель использует для продвижения своих услуг совершенно другой образ, не связанный с футболом". Тот факт, что основание для привлечения к ответственности появилось после 2013 года, тогда как вывеска размещена в 2010 году, не имеет значения. После принятия закона владелец парикмахерской обязан был устранить нарушение.

Подготовила Елена Березина

Между тем

Нежелательные, а то и неприличные созвучия в вывесках и рекламе российских предпринимателей не впервые привлекают внимание контролирующих органов. Два года назад "подозрительное" название омской фирмы возмутило сотрудников налоговой инспекции. Представители регионального управления ФНС обратились в суд, потребовав изменить название компании "VI Рулеток" (сокращенно "VIP"). Претензии две: во-первых, название читается как известная англоязычная аббревиатура, а во-вторых, в названии российских предприятий можно использовать только русскую транскрипцию. Бизнесмены решили не доводить дело до суда и перерегистрировали фирму, иск был отозван.

Российская мембранная одежда составила конкуренцию мировым брендам

В год проведения XXII зимних Олимпийских игр в Сочи управление антимонопольной службы по Кемеровской области уличило в недобросовестной конкуренции собственников гостиничного комплекса "Олимпик Плаза". За то, что в названии гостиницы без разрешения Международного олимпийского комитета и в адресе ее сайта использовалось слово, связанное с олимпийскими играми, фирму оштрафовали на 150 тысяч рублей. И название отеля, построенного, к слову, в форме олимпийских колец, пришлось сменить на "Олимп Плаза". Доводы владельца о том, что проект строительства утвердили за два года до выхода закона об олимпийской символике, не помогли. В итоге компания была вынуждена нести затраты еще и на замену всех внутренних вывесок, халатов, шампуней и полотенец, несущих запрещенную символику.

Всего в Кузбассе было рассмотрено пять подобных дел, фигурантов четырех из которых признали недобросовестными конкурентами. Среди них оказались крупная энергетическая компания, научный центр и владельцы торгово-развлекательного центра, украсившие его фасад баннером: "Спорт, зима, Кузбасс - олимпийский год для нас!" А пиццерию, разместившую у входа рекламу с изображением пиццы в виде пяти олимпийских колец и обещанием подарков покупателям, привлекли к ответственности за недостоверную рекламу.

Антимонопольная служба по Волгоградской области выдала предупреждение коммерческой организации "Бюро технических инноваций" за недобросовестную конкуренцию. Дело в том, что эта компания в своей работе использовала аббревиатуру "БТИ", что вводило клиентов в заблуждение. Ведь БТИ - это государственная и муниципальная организация технической инвентаризации.

Видео: ​Кубок мира ФИФА привезли в Минск

Освобождение от повинности согласовывать макеты вывесок с властями привело к целой череде административных дел. В погоне за клиентом предприниматели зачастую забывают о приличиях. К примеру, на одной из кальянных в Магнитогорске появилась вывеска: "ЯБ ВДУЛ. Smoky Place". А магазин разливного пива назвали "Бухен ХауЗ".

С каждым подобным инцидентом приходится разбираться специалистам Челябинского УФАС, которые проводят интерактивные опросы среди горожан и выясняют, присутствуют ли в подобных названиях элементы рекламы и не увидели ли в них люди чего-нибудь скабрезного и оскорбительного для общественной морали. Пока большинство опрошенных возражает против такого креатива.

Подготовили Светлана Сибина (Омск), Елена Мелихова (Волгоград), Михаил Пинкус (Челябинск), Юлия Потапова (Кемерово)

 

Бизнес Ижевск Омск Волгоград Челябинск Кемерово ФАС ФИФА Приволжье Сибирь Юг России Урал и Западная Сибирь