20.03.2018 15:41
Культура

"Гонка века" стартует в российском прокате

Текст:  Сусанна Альперина
Всякая мечта должна быть хорошо подготовлена. Если собираетесь ее реализовать, конечно. Потому что как только мечта становится реальностью, у нее появляются "побочные эффекты", причем самые непредсказуемые. Об этом узнал на своем опыте главный герой фильма "Гонка века" (The Mercy) режиссера Джеймса Марша - английский яхтсмен-любитель Дональд Кроухерст - в 1968 году.
Читать на сайте RG.RU

Он считал, что проживает жизнь зря: стабильная работа продавца лодок и любящая семья - жена и трое детей - казались ему недостаточным условием успешной жизни. Хотелось сделать что-то великое и необычное. И он начал строить лодку. Не как Ной, когда речь шла о Ковчеге, но как он сам - Дональд Кроухерст, который решил на этой лодке выиграть приз "Золотой глобус" - не путать с кинопремией. Для этого нужно было в одиночку совершить кругосветное путешествие в рамках гонки на приз газеты Sunday Times. Дональд до этого выходил в океан лишь на выходные, но одержимость мечтой придала ему сил даже в том, чтобы увлечь своей идеей других людей.

Звезда "Пиратов Карибского моря" снимется в российском триллере

Сэр Филеас Фогг, хорошо знакомый нам по роману "Вокруг света за 80 дней", как мы помним, спорил с главой Королевской Академии наук, что обогнет земной шар в обозначенное время. Тогда и поверить никто не мог, что всего лишь несколько самолетных рейсов - и кругосветка будет у вас в кармане за неделю. Но и в нашем "недалеком будущем" находятся мечтатели и авантюристы - от Тура Хейердала до Федора Конюхова, о котором задумал снять фильм Федор Бондарчук - которым надо по старинке, как в романе у Жюля Верна, на лодке, на воздушном шаре, одним...

Мы знаем примеры таких путешествий - в большинстве случаев те, что окончились хорошо. Поэтому, когда в фильме красавец Дональд (которого играет Колин Ферт), провожаемый красавицей женой (Рэйчел Вайс), тремя детьми и всем городком, отплывает один в свою кругосветку, мы все еще надеемся, что увидим какую-нибудь "Жизнь Пи" или "Не угаснет Надежда". В последнем, напомню, яхтсмен в исполнении Роберта Рэдфода - харизматичного и великого - попадает в морские переделки, но с честью выходит из затянутого путешествия в не менее затянутом фильме.

"Гонка века" также тянется чуть ли не в реальном времени - герой (он существовал на самом деле) провел в путешествии более семи месяцев. И в какой-то момент зритель начинает недоумевать. Где опасности? Шторма и акулы? Палящая жара и отсутствие провизии и пресной воды? И лишь самые догадливые вспоминают то выражение лица, с которым герой Колина Ферта уходил в плавание. Ту ночь накануне. Те контракты и обязательства: мореплаватель-любитель ради мечты заложил все свое имущество. И то, что его судно не было должным образом готово на момент выхода.

Картина "Леди Берд" оказалась абсолютно рядовой драмеди

Фильм Джеймса Марша (российский зритель знает этого режиссера лучше всего по картине "Вселенная Стивена Хокинга") должен был бы быть о боли мечтателей, о слабости духа и сломленности воли. О психологии человека, который решился на невозможное и, в силу собственной порядочности, не смог настоять на своем. О реальной жизни и переменах в том человеке, который из романтика превращается в пессимиста. Фильм мог бы глубоко волновать и напоминать многим людям, что произошло в их внутреннем мире, когда жизнь испытывала их на прочность. Ничего этого не случается, потому что режиссер ушел в лубочный показ добропорядочного семейства, да так и застрял в этой стороне. И, когда видишь, как Колин Ферт пытается сыграть человеческую драму так хорошо, как он умеет, а режиссер ему в этом ни капельки не помогает, сила зрительского желания сочувствовать и сопереживать покидает и тебя.

Кадры из фильма "Гонка века"

Оригинальное название фильма переводится как "Милость", но это чувство не испытывает никто. Но вот грусть - да. И влияет на нее одна вещь, а именно осознание того, что всякое кино должно быть хорошо подготовлено. Как и мечта.

Кстати

Что более-менее удалось в этом фильме, так это показать работу журналистов и пресс-агентов. И силу влияния СМИ на умы. То, как в 1968 году освещали реальную "гонку века" в столичных и провинциальных газетах, показывает, как одна ложь может покрывать другую, но при этом вызывать у читателей самые радостные эмоции.

Мировое кино