"Я сам был почти незрячим"
Застать в городе Бикчентаева непросто. Постоянные гастроли и разъезды. Но мне повезло. Сходу прошу рассказать, как возник благотворительный проект.
- Это не проект, а миссия, - поправляет музыкант. - А началось все с того, что в жизни что-то вдруг пошатнулось, нужны были перемены. Бизнес не шел, да и надоел, честно говоря. Нельзя все время что-то брать, надо и отдавать в какой-то момент. Когда-то я сам был почти незрячим - носил очки минус 19. Но мне повезло, после пяти операций зрение восстановили. Поэтому и преподавать решил ребятам с такой же проблемой.
- Учеников набирал в казанской школе №172 для инвалидов по зрению. Поначалу брался за частично невидящих, а потом стал работать с тотально незрячими. Все уроки проводил на дому, имена детей не афишировал. Методику обучения вырабатывал, можно сказать, опытным путем, - рассказывает Дмитрий. - Ты не можешь такому ребенку сказать, смотри, как ставится аккорд. Поэтому берешь его руки в свои, чтобы он тактильно ощутил твои действия. Мнение, что у незрячих хороший слух, ошибочное. Если человеком не заниматься, он ничего не будет слышать. И здесь огромную роль играют родители.
В числе его первых учеников оказался талантливый юноша Володя Ненастин. Кто бы мог подумать, что их знакомство обернется созданием ансамбля!
- Когда Дмитрий Андреевич решил заниматься с сыном, ему 14 исполнилось, - вспоминает мама музыканта Татьяна Ненастина. - Я сначала сказала: "Нет-нет. Никакой гитары!" Нам надо было школу музыкальную окончить по классу фортепиано. Ведь его потом от гитары не оторвешь.
Рождение "НеЗаМи"
- Я слушал бардов, рок. Песни подбирал на фортепиано, - рассказывает сам Володя. - И, естественно, хотелось на гитаре научиться играть. Как сейчас помню, Дмитрий Андреевич пришел 3 января 2012 года и показал первые три аккорда. И буквально через три урока я уже стал играть.
Вскоре родители Володи попросили, чтобы музыкант позанимался с другом сына - одиннадцатилетним Булатиком.
- Я с некоторой робостью пошел к нему. Обычно беру ребят где-то с 12 лет, - признается Бикчентаев. - Но обнаружил целеустремленного работящего мальчика. И после первого урока в октябре сказал: "Готовьтесь, к Новому году у вас будет дома концерт". Родители посмеялись: "Да ладно уж, научился бы за струны дергать".
Но к празднику у Булата в репертуаре уже было несколько десятков песен. Так что обещанный концерт состоялся. Да еще какой! К мальчикам присоединилась их подруга по школе скрипачка Диляра Залялиева.
- Мы начали петь, кажется, "В горнице моей светло", - вспоминает она. - Володя играл на фортепиано, Булат на гитаре, а я на шумовых подручных инструментах: коробочки с рисом, ложки деревянные. Мамы нас послушали-послушали и сказали, а может быть, вам ансамбль организовать?
И вот ребята записали песню и отправили видеоролик Дмитрию Андреевичу, который был тогда в отъезде. Наставник их затею одобрил. Так в январе 2013 года появился на свет ансамбль. Назвали его "НеЗаМи" - по первым буквам фамилий: Ненастин, Залялиева, Минуллин. Начались репетиции. А через полтора месяца группа дала первый часовой концерт.
От бас-гитары до колоколов Сузуки
Какой ансамбль без инструментов? И здесь ребятам неимоверно повезло. Дмитрий Бикчентаев настоящий человек-оркестр. За свою жизнь он объездил с гастролями тридцать стран. И в каждой непременно приобретал какую-нибудь музыкальную диковинку. Сейчас в его коллекции более ста инструментов. Многие артист освоил сам. Первым делом педагог подарил Булату бас-гитару. И началось!
- Как-то на репетицию я принес часть своей коллекции духовых инструментов и за один урок научил их играть. Есть такая методика. И Диляра взяла на себя все духовые, - рассказывает руководитель. - Потом мы начали добавлять другие инструменты. А мои друзья за границей, узнав, чем я занимаюсь, скинулись и купили то, чего в России не достать. Например колокола Сузуки и перкуссионные колокольчики.
Вот так занятия игрой на гитаре постепенно переросли в концертную деятельность. Теперь главные уроки для себя юные артисты получают на сцене.
- Этот ансамбль - вершина моей деятельности, - говорит Дмитрий Бикчентаев. - Все незрячие ребята мечтают сделать такую карьеру. Коллектив "НеЗаМи" показывает, чего могут добиться невидящие дети, конечно, при определенных навыках и помощи родителей.
Сейчас у Бикчентаева 30 подопечных. Через год вдохновленный ансамблем музыкант организовал в Казани фестиваль для детей и молодежи с ограниченными возможностями "Арт-ковчег". Пригласил на него своих друзей, известных музыкантов, артистов.
Каждый из "Арт-ковчегов" (а всего их было четыре) открывал для ансамбля "НеЗаМи" новые горизонты. На одном из фестивалей они познакомились с незрячим музыкантом Вадимом Чагиным, который заметил, что коллективу явно не хватает ритм-секции. И вот уже два года он играет в группе на ударных и перкуссии.
Куда без мамы?
В 2018 году ансамблю "НеЗаМи" исполнилось пять лет. За это время он много раз завоевывал первые места в музыкальных конкурсах, выступил на сцене Кремлевского дворца. Сейчас в репертуаре коллектива более 60 песен. Некоторые произведения исполняются на одиннадцати инструментах! Своим творчеством они уже зарабатывают деньги, а вот собственной студией обзавестись, увы, так и не смогли. Репетируют на квартирах.
- Сначала у нас в двухкомнатной хрущевке собирались, - рассказывает Татьяна Ненастина. - Но там просто кислорода не хватало. Теперь встречаются у Булата.
Заглянул на репетицию и корреспондент "РГ". Музыканты разместились по периметру небольшого зала: Володя с акустической гитарой, Булат с "басом", Вадим за ударными установками, а Диляра колдует над перкуссионными колокольчиками.
В центре комнаты c шутками и прибаутками руководит процессом Дмитрий Бикчентаев. Сегодня разучивают песню "Голубка". У входа в зал стоят мамы. Они и первые зрители, и критики, и администраторы ансамбля. Если надо, подадут инструмент, поправят рубашку, а порой и сделают замечание. А в это время бабушка Булата хлопочет на кухне, готовит обед на всю большую компанию.
- Мы всегда вместе, у нас общие проблемы, - рассказывает Татьяна Ненастина. - И каникул у нашего ансамбля не существует. Жизнь насыщенная, но и нагрузка большая. Приходится совмещать концертную деятельность с учебой в музучилище. Самое сложное время - январь-февраль, когда сессия. То, что зрячему студенту кажется простым, для них нелегко. К примеру, доклад на двух листах А4 превращается в целую тетрадь шрифтом Брайля. И писать его надо минимум четыре часа. Для этого используется специальный прибор. Когда Володя на лекции пишет, треск стоит. Он, конечно, не успевает все записывать. Диктофон выручает. Училище же не рассчитано на слепых. Надо отдать должное педагогам, они чисто по-человечески помогают.
На их концертах текут слезы
По словам мамы, Владимир Ненастин хотел бы получить специальность инструменталиста, но, увы, это направление для него недоступно. Он получит диплом теоретика, сможет работать учителем сольфеджио или музыкальной литературы.
- Володя концертный человек, он на сцене совершенно преображается, - вздыхает Татьяна Ненастина. - Но что делать, на инструменталистов у нас в Казани невидящих пока брать боятся. А если ехать поступать в Москву в институт, тогда ансамбль развалится. А это очень важно для всех.
Для самого Владимира игра в ансамбле и творчество, и работа. Он хочет, чтобы гастролей было побольше, ведь они помогают профессионально расти. И даже свободное время музыкант проводит с гитарой.
- Когда у меня плохое настроение, она очень сильно выручает. Сыграю и забываю о проблемах с учебой. Гитара лечит.
Диляра игру на большом количестве инструментов сравнивает со спортом. Занятие очень азартное, но каждый концерт - это преодоление себя.
- Когда я выхожу на сцену, то сильно волнуюсь. Сама не знаю, где нахожусь, словно меняется пространство и время, - признается она. - Но зато как публика тепло принимает!
Не мыслят жизни без сцены и Булат с Вадимом.
- Может быть, ребята кажутся наивными. Но они чистые, врать не умеют и никогда не пойдут по головам, - говорит Татьяна Ненастина. - У зрителей на их концертах текут слезы. Но не из-за жалости к ним, а от их чистоты!