Учредителями нового регионального профсоюза стали врачи Дмитрий Букарев и Виктор Мурзаханов, а также водитель Игорь Соколовский. 14 января они создали новую организацию, а 22 марта получили в минюсте Крыма свидетельство о регистрации в качестве юридического лица, что, по их мнению, позволит профсоюзу получить больше полномочий.
К созданию независимого профсоюза медиков подтолкнуло, по их словам, нарушение трудовых прав со стороны руководства центра. А обращения в действующий профсоюз для решения существующих проблем, как правило, не приносили никакого результата.
- Я донор, и по закону время, которое я отсутствовал, сдавая кровь, должно оплачиваться. Также должны добавляться дополнительные дни отдыха. Но на практике их пришлось выбивать с боем, - приводит конкретный пример Дмитрий Букарев. - Другая проблема - нехватка кадров. Есть федеральное законодательство, по которому бригада СМП должна быть укомплектована врачом и двумя фельдшерами, либо врачом, фельдшером и медсестрой. У нас же в бригаде работает один фельдшер и один врач. По-хорошему, если возникает проблема, работник обращается в профсоюз, а тот решает эту проблему с работодателем. У нас такого двустороннего диалога нет. В конце 2015 года был заключен коллективный договор с профсоюзом, но не все его статьи исполняются. Например, нет стимулирующих выплат. Есть так называемые "колесные", то есть выплаты за выслугу лет, за квалификацию, а стимулирующих выплат за высокую нагрузку и неукомплектованность бригад нет. Сотрудники СМП с материка говорят, что зарплаты у них выше, а фельдшеры в составе неукомплектованных бригад получают доплаты 80-100 процентов.
Самые болезненные в отрасли проблемы, по словам Дмитрия Букарева, - это низкая заработная плата и безопасность врачей.
- К сожалению, в последние годы по моим ощущениям у нас увольняется в несколько раз больше людей, чем устраивается на работу, - говорит Дмитрий. - Когда я еще был студентом и в 2006-м устраивался на работу в скорую санитаром, я в очереди стоял и ждал, когда освободится место. А сейчас людей туда не загонишь. Врачи, работающие на скорой более 20 лет на полутора ставках, получают максимальную зарплату - чуть более 60 тысяч рублей. А только что пришедшие на работу - около 30 тысяч. Не меньше волнует проблема престижа профессии и уважения к нам со стороны общества. Я работаю в скорой 12 лет и вижу, насколько увеличилось число нападений на бригады СМП. Но проблема безопасности медработников так и не решена. Даже на подстанции скорой помощи "Спутник" в Симферополе, где в сентябре 2015 года были расстреляны сотрудники СМП, металлическую дверь установили только на средства спонсора-бизнесмена, хотя деньги из бюджета на медицину выделяются огромные.
Руководство республиканского центра СМП получило уведомление о создании альтернативного профсоюза, но пока относится к его появлению с долей скепсиса.
- Если деятельность нового профсоюза будет направлена на повышение качества оказания медицинских услуг, мы готовы на конструктивный диалог. Но я хотел бы услышать от инициативной группы, чего они конкретно хотят и в чем конкретно заключается "произвол" руководства, - говорит директор центра, кандидат медицинских наук, врач-организатор здравоохранения высшей категории Сергей Астанкин. - Пока никаких конструктивных предложений от них не поступало. Зато только в прошлом году по обращениям инициативной группы, которая включала некоторых членов вновь созданного профсоюза, проведено около 20 проверок различными надзорными органами, но нарушений финансово-хозяйственной деятельности не выявлено.
Что касается стимулирующих выплат, то, по словам Астанкина, их в службе скорой помощи действительно нет, потому что в действующем положении такие выплаты предусмотрены лишь в случае экономии фонда оплаты труда. Но поскольку с 1 января 2018 года введены региональные доплаты из республиканского бюджета к зарплатам медицинских работников и увеличены должностные оклады сотрудников, все средства пошли на эти выплаты.
- Дополнительно на цели выплат мы получили из бюджета 143 миллиона рублей, - рассказал Астанкин. - Но экономии фонда оплаты труда у нас пока нет. Тем не менее средняя зарплата врачей скорой медицинской помощи сейчас достигла 64 тысяч рублей, что превышает целевой показатель, предусмотренный "майскими указами" президента РФ на 31 процент. Зарплата среднего медицинского персонала достигла 35 тысяч рублей (превышение целевых показателей на 46 процентов), младшего - 29400 (превышение на 13 процентов).
Признает Астанкин и наличие проблемы дефицита врачей и фельдшеров СМП на полуострове.
- Но как "независимый" профсоюз поможет найти 150 недостающих врачей и 300 фельдшеров? - вопрошает руководитель. - Мы обратились к руководителям всех медицинских колледжей Крыма и пытаемся заинтересовать выпускников работой в службе скорой помощи. Вместе с муниципалитетами решаем вопрос о выделении медицинским работникам муниципального жилья, общежитий, компенсации оплаты коммунальных услуг и так далее. Ждем конструктивных предложений от каждого сотрудника.
- Мы предложили руководству плодотворное сотрудничество, - рассказал Дмитрий Букарев. - Как и в любом профсоюзе, будем собирать взносы в размере одного процента от заработной платы, о расходовании которых будем отчитываться каждый квартал. Первые собранные взносы пойдут на оплату работы юриста. Пока мы получили 40 заявлений о вступлении в наш профсоюз, и это число, судя по звонкам людей, будет увеличиваться. Соответственно, вступая в наш профсоюз, люди выходят из ранее созданного, даже несмотря на негативную реакцию и давление руководства.
Очевидно, что решить имеющиеся в службе скорой помощи проблемы удастся только в том случае, если стороны конфликта услышат друг друга и придут к компромиссу. И если рассматривать новый профсоюз как дополнительный канал общения работников и работодателя, вскоре могут появиться и первые плоды такого сотрудничества. А существующему профсоюзу все же стоит задуматься о том, почему десятки медиков перестали считать его защитником своих прав.