05.04.2018 09:26
Общество

Как омский слесарь ЖЭКа стал музейным реставратором

Как слесарь ЖЭКа стал музейным реставратором
Текст:  Светлана Сибина (Омск)
Российская газета - Неделя - Сибирь: №72 (7535)
Парень из рабочей семьи, слесарь Михаил Кузнецов и предположить не мог, что станет... художником-реставратором. Сегодня десятки восстановленных им экспонатов украшают залы омских музеев.
Читать на сайте RG.RU

Кресло Его Величества

- Михаил Кузнецов - один из наших самых ценных сотрудников, - считает заместитель директора по науке Омского музея имени М. А. Врубеля Ирина Симонова. - Все, что сделано из металла, проходит через его руки, это уже более ста восстановленных экспонатов. В числе из самых выдающихся, например, трон российской императрицы Александры Федоровны. Черное дерево, бархат и более двенадцати килограммов благородного металла. Серебряная накладка на спинке изобилует изображениями животных, людей, мифологических чудовищ. Что означают эти символы, еще предстоит разгадать.

В Крыму отреставрируют исторические виллы "Ксения" и "Мечта"

По словам историков, два тронных кресла были подарены императорской чете Романовых калмыцкой делегацией в 1908 году. Трон Николая II после революции бесследно пропал, а вот кресло императрицы уцелело. Его использовали в качестве реквизита в местном театре. Правда, трон лишился большей части серебряных накладок, а из четырех львов сохранился только один.

- Восстановить ценный экспонат помогли фотографии, которые сотрудники нашего музея нашли в журнале "Нева" за 1908 год. На них хорошо видны оба трона, выполненные по единому образцу, но различные по размеру, - поясняет ведущий реставратор Михаил Кузнецов.

Вначале была рогатка

То, что у Миши руки растут, откуда надо, его бабушка заметила, когда он был еще ребенком. Мальчик мастерил из дерева такие самострелы, рогатки и мечи, что старшие ребята завидовали.

В школе он мало отличался от сверстников-сорванцов - пропускал уроки, прятал от родителей дневник. А вкус к учебе почувствовал только, когда поступил в механическое училище - на этом настоял его отец, слесарь-профессионал. Тут подросток взялся за ум, освоил работу на всех станках и мог запросто выточить из болванки не только учебную деталь, но, например, перстень-печатку. Училище Кузнецов окончил с отличием.

После службы в армии пошел работать на завод, женился. Но молодой семье была нужна квартира, и Михаил устроился слесарем в домоуправление, с условием отработать за предоставленную жилплощадь десять лет. И отработал.

В Москве отреставрируют квартиру "Мастера и Маргариты"

Однажды, перебирая металлический хлам, он неожиданно увидел в нем материал для творчества. И соорудил из деталей железного дровосека, а потом собаку и лошадь. Необычные фигурки получились на удивление оригинальными и забавными. О необычном хобби слесаря ЖЭКа даже написала местная газета.

Сам мастер считал это занятие баловством, да и некогда было заниматься "глупостями". Семья росла, а вместе с ней и расходы. Поэтому, помимо основной работы, коммунальных дел мастер охотно брался за "левую". Однажды в числе его заказчиков оказался музей изобразительного искусства. После того как Кузнецов быстро и умело справился с одной да другой поломкой, его пригласили в штат учреждения. И жизнь слесаря стремительно начала меняться.

Послали на Соловки

- С кем поведешься, от того и наберешься, - улыбается Михаил. - В обществе творческих личностей оставаться безучастным к искусству просто невозможно. А так как коллектив в музее оказался замечательный, в свободное от дел время я потихоньку начал ваять скульптуры-шаржи. Благо, гайки, болты, пруты всегда под рукой. Когда набралось три десятка поделок, коллеги предложили организовать выставку "Знакомые все лица". Директор музея идею поддержал. А вскоре стать учеником мне предложил старейший музейный реставратор Геннадий Великосельский.

Для того чтобы стать настоящим мастером, Кузнецову пришлось многому научиться. Но он был счастлив окунуться в открывшийся мир новых знаний.

- Если бы в юности мне сказали, что я буду учиться у ведущих реставраторов Москвы, Екатеринбурга, Питера, ни за что не поверил, - признается Михаил. - А как было интересно в экспедиции на Соловки, куда собрались мастера со всей России и специалисты Киево-Печерской Лавры! Совместная работа над древними реликтами дала мне неоценимый опыт, а ведь было еще дружеское общение с замечательными творческими людьми. Настоящий подарок судьбы.

В Петербурге отреставрируют затонувшие 200 лет назад баржи с гранитом

На Соловках специалисты реставрировали колокола XVIII-XIX веков весом по 650 килограммов. После революции, чтобы спасти от переплавки, верующие закопали колокола в землю, и за десятилетия они сильно пострадали от влаги. Еще один бесценный экспонат - серебряная двухметровая рака, которую очищали от черного слоя окиси.

По словам Михаила Кузнецова, самая сложная работа - на археологических раскопках, когда пережившие века ценные артефакты буквально рассыпаются в руках, а так важно их сохранить. В последние годы реставратора часто приглашают поработать в экспедициях в Тарском районе Омской области. Недавно археологи раскопали здесь курган X века с захоронением вождя. Вместе с другими воинскими снаряжением обнаружили саблю, которая пролежала в земле тысячу лет, но неплохо сохранилась. Это говорит о высоком качестве стали, в Сибири такого делать не умели. Мастер очистил от ржавчины лезвие, восстановил рукоять, покрытую серебром, и теперь оружие выглядит почти так же, каким оно было десять веков назад.

С точностью до микрона

Работа реставратора исключает всякую фантазию. Все восстановленные элементы должны полностью соответствовать историческому облику оригинала. Правда, если хорошенько присмотреться к музейным канделябрам, подсвечникам, часам, изразцам икон, то иногда можно заметить, что некоторые детали чуть светлее, чем остальные - именно они были восстановлены. А порой то, что раритет восстановлен, может определить только специалист.

- Эта ваза много лет простояла в музейной витрине. А потом наши специалисты увидели фотографию точно такого же экспоната, но заключенного в круглую клетку с фигурками птиц, - эта часть вещи была утрачена, - вспоминает Михаил Кузнецов. - И я по фотографиям восстановил недостающий фрагмент - спаял точно такую же клетку.

P. S.

Мастер полон новых творческих планов, но уже думает о преемнике. Найти его непросто - толковые ребята со светлой головой и умелыми руками, готовые трудиться за скромную зарплату музейного сотрудника в большом дефиците. Правда, в последнее время в мастерскую дедушки зачастил внук, который вертится возле станков и все норовит что-нибудь смастерить. Он еще маленький, но ведь дети растут быстро.

Образ жизни Музеи и памятники Омск Сибирь