Резо Габриадзе рос в послевоенном Кутаиси, где ничего особенного не происходило, и часто бывал обижаем за субтильность - время такое, к дружелюбию не располагающее, - поэтому часто и надолго пропадал в библиотеке. А на лето его отправляли к бабушке с дедушкой в деревню, соседствовавшую с лагерем для пленных немцев. Где тоже ничего особенного не происходило.
Однообразную хмурую повседневность Резо Габриадзе оживляет магией воображения, крайне своеобразного. Его грозятся сослать в Сибирь выпрыгнувший из портрета Ленин и маленький босоногий Ленин со значка на груди выпрыгнувшего из портрета Ленина, а выпрыгнувший из другого портрета Сталин защищает. Говорящий лягух учит его курить, а дедушка разгоняет тучи гигантским фаллосом, сооруженным из подручных материалов.
Этот прием в мировом кинематографе чрезвычайно распространен и используется, как правило, для создания метафоры чего-нибудь и последующей передачи какой-нибудь мысли. "Знаешь, мама…" - совсем другая история. Фантомные дополнения к реальности, приспособительно к каждому из двух пространств-времен, в которых существует фильм, решают отдельные задачи.
В двухмерном пространстве 40-х они помогают кудрявому мальчику как-то смириться с неприветливой действительностью. В трехмерном пространстве настоящего - помогают сделать рассказ Резо Габриадзе (а иных вербальных источников информации здесь нет) красочным и динамичным, ведь без этих фантастических приукрашений он был бы попросту скучным, и концепция симбиоза двух форматов потеряла бы всякий смысл. В том числе - не самый очевидный, если не знать, что Резо Габриадзе далеко не в последнюю очередь - основатель Театра Марионеток в Тбилиси, и немаловажная часть его творческого наследия связана с куклами; именно поэтому мультфильм выполнен в технике перекладной анимации.
Вряд ли стоит говорить, с учетом всего вышесказанного, что "Знаешь, мама…" - не для широкого круга потребителей. Проект отца и сына, в общем, и выглядит как проект отца и сына. Незатейливо, интимно, мило, по-семейному тепло и уютно. Погружение в причудливый мир детства Резо Габриадзе вряд ли можно назвать опытом, который обязательно следует пережить. Но и тот час с небольшим (совсем небольшим), что оно длится, вряд ли у кого-то повернется язык назвать потраченным впустую.
4