В отличие от западных конструкторов, советским разработчикам ракетно-пушечных танков сопутствовала удача. Машины с таким вооружением надолго нашли свое место в танковых частях и соединениях.
Первым советским танком, получившим разработанный в московском КБ "Точмаш" комплекс управляемого танкового вооружения 9К112 "Кобра", стал харьковский Т-64Б, принятый на вооружение в 1976 году.
Американский же танк был принят на вооружение в 1974 году, хотя серийное производство его началось на два года раньше. От своих предшественников он отличался тем, что вместо 105-мм пушки получил 152-мм орудие - пусковую установку в новой башне. Ранее такое же вооружение применяли на американском легком танке M551 Sheridan, который после фиаско во Вьетнаме, когда было потеряно около 100 машин, недолго продержался в сухопутных войсках США.
На середину 70-х годов система управления огнем M60A2 была очень продвинутой. В нее входил лазерный дальномер, электронный баллистический вычислитель. Орудие имело двухплоскостную стабилизацию. В этом плане Т-64Б ни в чем не уступал заокеанскому сопернику.
Что касается вооружения, то 125-мм орудие "шестьдесят четвертого", кроме управляемой ракеты 9М112, могло применять бронебойные подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные боеприпасы. В боекомплект Starship входили только управляемые Shillelagh (13 ПТУР) и 33 осколочных и кумулятивных снаряда.
MGM-51 имел дальность стрельбы до 3000 метров, УР советской "Кобры" могла бить на 4000 метров. При этом мертвая зона у американской ракеты составлял целых 700 метров, а у отечественного средства поражения - всего 100 метров.
В бронепробиваемости мы также превосходили США: 700 мм против 600 мм.
Сообщалось, что для Shillelagh разрабатывалась ядерная боевая часть. В СССР на базе Т-64 шли аналогичные работы по комплексу "Таран", также способному на поле боя применять малогабаритные ядерные ракеты.
Однако в начале 70-х годов эти эксперименты были прекращены. Если о заокеанских проектах достаточно много известно, то о "Таране" открытых данных почти нет, даже неизвестно, как он выглядел.
"Шестьдесят четвертый" весил всего 39 тонн, M60A2 - 57 тонн по одним и даже 58 тонн по другим данным.
Благодаря двигателю в 700 л.с. советский танк разгонялся до 60 км/ч и имел запас хода до 600 км. Его соперник с мотором в 750 л.с. мог перемещаться со скоростью всего 48 км/ч. Запас хода - 500 км.
Подавляющим было превосходство Т-64Б над американцем в области защиты - комбинированная многослойная противоснарядная броня против значительно более уязвимой монолитной.
Итак, M60A2 в ходе эксплуатации недолго продержались в войсках. Т-64Б и его модернизированная версия Т-64БВ, получившая динамическую защиту "Контакт", долгое время были основой танкового парка Группы советских войск в Германии и Южной группы войск в Венгрии.
Как вспоминает главный редактор журнала "Арсенал Отечества" Виктор Мураховский, командовавший танковой ротой в ГСВГ, Т-64Б начали поступать к ним в 1981 году.
"Мы достаточно интенсивно использовали именно ракетное вооружение этих боевых машин. Наш батальон, полностью укомплектованный Т-64Б, участвовал в исследовательских учениях на одном из полигонов Германии с имитацией атаки переднего края противника и массовым пуском УР через ствол танка по всей боевой линии батальона. В первом эшелоне было 20 машин.
Делалось это с целью проверить радиоэлектронную совместимость по частотам комплекса наведения. Били по мишени №12 "Танк". Подавляющее большинство экипажей свои цели успешно поразили. Учения были признаны удачными.
Одной из проблем с приходом этих машин в войска было позднее поступление тренажеров, потому первоначально приходилось обучать "на пальцах" и тренироваться на самих боевых машинах. Потом такие тренажеры, конечно же, поступили.
В год на весь полк на реальные пуски ПТУР выделялось 6 штук - уж очень дороги были эти ракеты.
Система управления огнем на Т-64Б смогла упростить подготовку за счет своей частичной автоматизированности. Это позволяло сократить цикл подготовки наводчика, по сравнению с предыдущей модификацией. Боец быстрее приобретал навыки, достаточные для выполнения стрельб на удовлетворительную оценку.
Если говорить о Т-64 в общем, то здесь основная проблема в принципиальных ограничениях принятых конструктивных решений: двухтактный двигатель, система воздухоочистки. По ходовой тоже были проблемы - чаще всего поломки торсионов.
Тем не менее личный состав со всем этим справлялся - наша дивизия была всегда боеготовой", - рассказывает Мураховский.
По его словам, Т-64Б превосходил все западные танки до массового появления в НАТО машин третьего поколения.