Премьер-министр тот конфликт неизбежным не считает. Войны могло бы не быть. "Если бы не безответственное, аморальное, преступное поведение Саакашвили (Михаил Саакашвили, в 2008 году президент Грузии - прим. "РГ") и его приспешников", - называет премьер главное условие.
После скоротечной военной составляющей тех событий перед Медведевым как главой государства встал вопрос: что дальше? И лучшим ответом оказалось признание независимости двух республик. "Я руководствовался, прежде всего, тем, чтобы сохранить прочный мир на будущее, сохранить стабильность в Закавказье, сохранить стабильность в нашем регионе. И это, на мой взгляд, был единственно возможный шаг", - заявил он. Позиция политического руководства страны в этом была единой.
- С учетом того, что во главе Грузии в тот период стоял такой несбалансированный в психическом смысле человек, как Михаил Саакашвили, другого варианта просто не было, - не сомневается Дмитрий Медведев.
При этом Москва не ставила целью, как он выразился, "разгромить Грузию или казнить Саакашвили". "Россия получила главное - мир, - считает премьер. - Мы смогли защитить своих граждан - их много, граждан Российской Федерации, которые живут и в Абхазии, и в Южной Осетии. И у нас не болит постоянно голова о том, что в какой-то момент будет очередное нападение, нам придется вмешиваться, защищать наших граждан, защищать нашу безопасность, давать какой-то ответ".
Впрочем, Грузия вполне может стать причиной нового военного конфликта, куда более масштабного, полагает председатель правительства. Связано это с возможным вступлением страны в НАТО, который продолжает свое расширение на восток, к границам России. "Государства НАТО, что бы там ни говорили наши коллеги из этого альянса, все равно рассматривают Российскую Федерацию в качестве потенциального противника, и совершенно очевидно, что их военные возможности, включая ядерную триаду, нацелены на Российскую Федерацию. Это, к сожалению, факт", - подчеркнул Дмитрий Медведев.
- Расширение НАТО - это безусловная угроза Российской Федерации и это безусловный вызов, - заявил он.
Возможное вступление Грузии в НАТО - это не просто безответственная позиция. По словам премьера, это угроза миру: "Это может спровоцировать страшный конфликт".
- Для нас Абхазия и Южная Осетия - это самостоятельные государства, с которыми у нас дружественные отношения, и государства, в которых находятся наши военные базы. И мы понимаем, что если другая страна рассматривает их как свою территорию, то это может привести к очень тяжелым последствиям. Поэтому я надеюсь, что у руководства НАТО достанет все-таки сообразительности ничего не предпринимать в этом направлении, - сказал глава правительства.
*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"