30.08.2018 10:23
Общество

Культура Шаолиня основана на "пестовании жизни"

Расположенный в горах монастырь - не только колыбель китайского ушу, но и один из центров традиционной медицины традиции
Текст:  Шэн Цзинцзин
Российская газета - Спецвыпуск: Дыхание Китая №195 (7658)
Боевые искусства ушу, или кунфу, - это далеко не все, чем славится Шаолинь. Буддизм, ушу и народная медицина - вот три составные шаолиньской культуры. Местные жители говорят, что медицина и буддизм спасают от бедности, а ушу помогает укрепить силы и укротить дух.
Читать на сайте RG.RU
Секреты долголетия по-шаолиньски

Удивительная природа, свежий воздух и покой, так необходимые для медитации, а также активные занятия боевым искусством - идеальные условия для здоровья и долголетия. Как же достичь долголетия по-шаолиньски?

Медитация, ведущая к "опустошению" личности

На протяжении 1500 лет, начиная с момента основания монастыря в 495 году н.э., его обитатели неукоснительно соблюдали нормы буддизма, завещанные легендарным патриархом Бодхидхармой (по-китайски его называют Дамо). Это ежедневные продолжительные медитации, "совершенствование сердца" и "пестование естества", а также "стремление к опустошению". Человек в медитативном покое стремился познать "пустоту", то есть избавиться от всех посторонних мыслей, забыв обо всем и не ощущая даже самого себя. Посторонние мысли, считает китайская медицина, порождают семь чувств: радость, гнев, печаль, задумчивость, скорбь, страх, беспокойство. Бурные эмоции или, наоборот, их полное подавление наносят вред "пяти плотным органам", что является первопричиной различных заболеваний. Чрезмерный гнев отражается на печени, радость - на сердце, печаль - на селезенке, скорбь - на легких, страх - на почках.

Постоянные тренировки

Провинция Хэйлунцзян развивает медицинский туризм

Известно, что в монастырях существуют строгие правила: в монахи может быть посвящен только человек милосердный, который творит добрые дела и не приемлет насилия. Поэтому обычно монахам запрещено заниматься боевыми искусствами. Но с Шаолинем все сложилось иным образом. С первого дня его основания рослые и крепкие монахи оттачивали свое искусство владения приемами рукопашного боя, поскольку суровая реальность, а также ход развития буддизма требовали от них умения обороняться. Ведь только здоровые и крепкие монахи были в состоянии сохранить обитель в неприкосновенности.

Уникальные медицинские практики и монастырская диетология

Занятия боевыми искусствами сопровождались значительными травмами, поэтому настоятелям монастыря волей-неволей приходилось заниматься медицинскими практиками, разрабатывать собственные рецепты и способы лечения. Начиная с династии Суй (581-618 гг.), монастырь стал направлять своих представителей в горы к известным врачевателям для постижения премудростей медицины, особенно в излечении ран. Впоследствии монахи-врачи стали сами заниматься терапией, и постепенно при монастыре сложился полноценный госпиталь. Для большей эффективности настоятели требовали, чтобы каждый практикующий ушу обладал необходимыми медицинскими познаниями в четырех областях: причины болезней, их лечение, профилактика, фармакопея. Обладавшие медицинскими познаниями монахи изучали вопросы долголетия, разрабатывали методики продления жизни. Медицинские секреты, полученные монахами от своих наставников, способствовали развитию науки поддержания жизни.

Туристическая зона Шангри-Ла ждет своих гостей

Врач-монах эпохи Мин (1368-1644 гг.) Бэнь Юе, объединив принципы традиционной китайской медицины с собственным опытом, создал оригинальный подход к вопросу "пестования жизни" - он составил рацион ежедневного питания монахов и питания во время болезни.

Бэнь Юе писал: "Основа питания - пять злаков, овощи и фрукты. Лекарственные травы следует принимать круглогодично вместе с пищей. Питание должно быть упорядоченным. Питание в одно и то же время позволит прожить до ста лет". Монастырский эскулап считал, что питание должно быть регулярным, разнообразным, продукты должны быть свежими, что принимать пищу следует в определенное время и в определенных количествах, что нельзя потреблять большое количество жидкости, переедать или недоедать.

В Шаолине существуют строгие правила, в соответствии с которыми пища принимается три раза в день. Каждый монах обязан строго следовать этим правилам. Запрещается есть что-либо после третьего приема пищи. Завтрак в монастыре начинается в шесть утра и представляет собой две пиалы жидкой каши. Обед - в половине двенадцатого - состоит из пампушки, приготовленной на пару, или лепешки и жидкой похлебки в неограниченном количестве, в шесть вечера - ужин, включающий в себя одну или полторы чашки супа с лапшой. Завтрак не должен быть плотным, обед бывает сытным, ужин - чуть менее. Монахам запрещается мясо и вино. Нарушители строго наказываются и изгоняются из монастыря. Монахи Шаолиня также регулярно пьют лекарственный чай. Употребление травяного чая способствует оздоровлению желудка, подъему "духа" и продлению жизни.

Интересно
Врачи назвали главные плюсы и минусы вегетарианства

При монастыре работает Центр шаолиньской медицины. Прообраз центра был открыт еще в 1217 году, в то время это была лечебница для монахов и местных жителей. Центр шаолиньской медицины прилагает усилия по сохранению старинных медицинских практик. Здесь бережно хранят древние манускрипты по традиционной медицине, разрабатывают новые рецепты, совершенствуют традиционную лечебную практику.

Центр медицины разработал и производит около десятка препаратов, включая лекарства для наружного применения, "буддийский чай" и др. Все эти средства пользуются необычайной популярностью.

Здоровье Китай