Последний миллионник
- Платные парковки - эффективный инструмент управления дефицитным ресурсом, пропускной способностью городских улиц. Помимо оптимизации трафика, парковки помогают развитию общественного транспорта, пешеходных дорожек, общественных пространств и благоприятно сказываются на экологии, - считает первый заместитель главы Воронежа Сергей Петрин. Он напомнил, что столица Черноземья - один из последних городов-миллионников, где до сей поры не было платных парковок. Зато по количеству автомобилей на тысячу жителей город в пятерке лидеров. Более того - за оставленные у муниципальной обочины машины давно платят жители Белгорода, Калуги, Тулы, Сочи и других городов поменьше.
По мнению руководителя ООО "Городские парковки" Олега Михалина, введение платы за стоянку в несколько раз увеличит оборачиваемость каждого машино-места.
- До 1 октября 92 процента автомобилей, припаркованных в центре Воронежа, стояли там с 7.30 до 18.30. То есть одна машина на одно место. Приехавшие позже были вынуждены кружить - это "блуждание" составляет до 30 процентов трафика в центре Воронежа в будни - или бросать машину где придется, нарушая ПДД. После введения платы на одном месте смогут парковаться до 20 автомобилей в день, - уверен Михалин.
Пока радуются лишь владельцы немногочисленных подземных паркингов в центре - они подняли цены, и, несмотря на это, от клиентов нет отбоя. Городские власти готовятся к увеличению нагрузки на общественный транспорт - до конца года будет закуплено 30 больших автобусов, ими усилят наиболее загруженные направления. ООО "Городские парковки" развешивает по улицам камеры для контроля за использованием машино-мест и устанавливает паркоматы. Оплатить стоянку авто можно будет четырьмя способами: через мобильное приложение "Горпарковки" (действует в 12 городах РФ), банковской картой в паркомате, через Сбербанк либо с телефонного счета - отправив СМС на короткий номер, указанный на паркомате. Внести плату необходимо в течение 15 минут после парковки, на оплату дополнительного времени после оплаченного дается 10 минут. Для неплательщиков приобретены патрульные автомобили и фотоаппараты с планшетами - снимки будут прилагаться к штрафным квитанциям.
ООО вложило в систему воронежского паркинга 115 миллионов рублей. Первые пять лет, пока проект не выйдет на самоокупаемость, "Городские парковки" будут отчислять в муниципальную казну 25 процентов дохода, затем - 40 процентов. На первые две недели октября городские власти установили "переходный период", в течение которого штрафы за неоплаченную парковку взиматься не будут. По выходным и праздникам парковаться в центре Воронежа можно будет бесплатно.
- Чаяния чиновников, что платные парковки разгрузят центральные улицы, себя не оправдают в той мере, на которую они рассчитывают, - считает автоэксперт, руководитель профильного издания Алексей Шамарин. - Давайте скажу прямо: ввод парковок - забота не столько о трафике, сколько о прибыли, которую получит не только городская казна, но и инвестор. Пока не будет нормальной организации дорожного движения и нормальной работы общественного транспорта, платный паркинг не имеет никакого смысла.
Интеллект в помощь
Первые в Черноземье платные парковки появились в Белгороде. Сначала оставить машину за 30 рублей в час можно было лишь в "квадрате" центральных улиц, потом, когда система себя оправдала, - зону расширили. Каждый час специальная машина с логотипом "Белгородского парковочного пространства" объезжает несколько кварталов, чтобы фотокамера зафиксировала стоящие в специальных карманах авто. Теперь на этих машинах никто не заклеивает номера - что в первое время работы парковок встречалось на каждом шагу. Тогда водителей стали штрафовать не только за неоплату стоянки, но и за нечитаемый номерной знак.
О прежнем недовольстве белгородцы практически забыли: даже жильцы домов на центральных улицах покупают абонементы и оставляют машину на платных участках, обычно на час-два: ведь после 20 часов до 8 утра стоять там можно безвозмездно. Однако все это не значит, что система платных парковок в Белгороде совершенна.
Мэр города Константин Полежаев отметил, что на плоскостных парковках нужно убрать шлагбаумы. Не всегда там срабатывает автоматика, и если такое случается - на въезде собирается очередь.
- Нужны интеллектуальные системы, - считает он. - Чтобы камеры следили за порядком.
Первый опыт намерены провести у популярного магазина "1000 мелочей". Там уберут шлагбаум, а "умная" камера посчитает для белгородцев число свободных мест и посмотрит, кто оплатил парковку, а кто нет. Если искусственный интеллект справится с этой задачей, систему внедрят и на других улицах. Вполне возможно, что совсем скоро контролирующие процесс парковки машины тоже заменят камерами, которые сами посчитают нарушителей.
Планов больше, чем стоянок
В Ярославле с 2016 года работают две платные парковки - на Красной и Богоявленской площадях. Правда, большой популярностью они по-прежнему не пользуются, хотя за два года тариф там не изменился - 30 рублей в час и бесплатные первые полчаса. Чаще всего эти оборудованные стоянки автомобилей полупусты, а весь транспортный "удар" приходится на прилегающие улицы. Если они не очень широки и по ним проложены маршруты общественного транспорта, как, например, на улице Большая Октябрьская, оставленные по краям проезжей части авто нередко создают серьезные неудобства.
По словам первого заместителя директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Сергея Волканевского, платные парковки "приносят определенный доход, но небольшой". При этом конкретные цифры он не назвал.
Несмотря на чрезвычайно скромную парковочную экономику, планы создания дополнительного платного парковочного пространства в городе существуют. Точнее будет сказать - не забыты. Потому что об организации платной парковки, например, у железнодорожного вокзала "Ярославль-Главный" речь тоже идет с 2016 года, но, к радости живущих в том районе горожан, идея пока не реализовалась.
- Пока четкого понимания по этой парковке нет, - пояснил Сергей Волканевский. - Там нужно делать проектно-сметную документацию, изыскивать средства на строительство. Не могу сказать, когда это будет реализовано.
Сейчас Привокзальная площадь буквально забита транспортом, причем некоторые авто стоят там безвыездно месяцами, и тем, кто приезжает встречать-провожать людей к поездам, бывает элементарно некуда втиснуть машину. Но если появится парковка за деньги, все эти авто опять же "рассосутся" по прилегающим улицам, которые и так уже задыхаются от избыточного транспорта.
По мнению советника мэра Ярославля по капитальному строительству Феликса Ходановича, наиболее оптимальный вариант решения проблемы дефицита мест для стоянки автомобилей - строительство многоуровневых парковок.
- Городской департамент архитектуры и земельных отношений провел полный мониторинг территории города, определены места, где можно размещать парковки, в том числе многоуровневые, общей вместимостью не меньше шести тысяч машино-мест, - сообщил он.
Чему учит тульский опыт
История тульского платного паркинга началась в октябре 2015 года. Туляки противились нововведению, как могли, - было и возмущение в соцсетях, и сбор подписей… Словом, не критиковал инициативу властей только ленивый. Сегодня страсти улеглись. И чиновники, и автоинспекция, и водители сходятся в том, что новая организация парковочного пространства действительно разгрузила дороги. С развитием системы в нее были внесены корректировки.
По словам начальника службы контроля функционирования парковочного пространства МКУ "Сервисный центр г. Тулы" Сергея Списа, на сегодняшний день платное парковочное пространство включает свыше 1800 машино-мест, из них бесплатных - 236. В бюджет города с октября 2015 года поступило около 88,8 миллиона рублей.
За восемь месяцев 2016-го было собрано около 21 миллиона рублей, за тот же период 2017 года - 20,4 миллиона, а в этом году бюджет пополнился на 18,1 миллиона. Как пояснил Сергей Спис, сумма снизилась по причине сокращения платных парковочных мест: с 5252 в 2016 и 2017 годах до 1942 в этом году. К тому же туляки стали активно пользоваться абонементами, что снижает поступления, но выгодно водителям.
Сегодня у жителей Города оружейников возмущение вызывают уже не сами платные парковки, а способы сбора штрафов. Так, в "РГ" обратилась тулячка и рассказала такую историю. В прошлом году она забыла оплатить парковку. У женщины онкологическое заболевание, практически весь этот год она провела в лечебных учреждениях, причем не только в тульских. Приезжая в очередной раз из московской клиники, обнаружила в почтовом ящике приглашение на административную комиссию по поводу неоплаченной парковки. Пришла, попыталась объяснить, что просто не могла увидеть квитанции об оплате штрафа, предоставила больничные листы.
Но чиновники были непреклонны, дело направили в суд, тот встал на сторону администрации. В результате ей пришлось заплатить 7,5 тысячи рублей.
- Почему уведомления о штрафах присылают по почте? - задается вопросом тулячка. - Почтовый ящик - дело ненадежное. Ведь есть сайт госуслуг, почему бы не организовать такие уведомления в электроном виде, как штрафы ГИБДД? Или цель тульских властей содрать побольше любым способом?
По словам начальника управления по административно-техническому надзору администрации Тулы Владимира Якимовича, в этом году административной комиссией вынесено 8270 постановлений в части несвоевременного внесения платы за пользование парковочными местами. Сумма наложенных штрафов составила почти 20,7 миллиона рублей. С нарушителей взыскано порядка 13 миллионов. Выходит, что штрафов наложено даже больше, чем заплачено за парковочные места.
- На мой взгляд, сейчас платные парковки свою функцию выполняют, - считает глава администрации Тулы Евгений Авилов.
На недавнем совещании в мэрии, посвященном платным парковкам, заместитель спикера Тульской гордумы Анастасия Дементьева заявила, что для проверки административных штрафов за парковку необходимо ввести поисковую строку "проверка штрафов Тулапаркинг". Поиск осуществляется по данным государственного номера транспортного средства и свидетельства о его регистрации.
Говорится об этом не впервые, но дальше разговоров дело пока не продвинулось.