Однако применительно к концепции 4P-медицины, которая сегодня провозглашена перспективной для российского здравоохранения, кадровый вопрос приобретает особое значение.
4Р-медицина - это концепция, основанная на четырех понятиях, каждое из которых начинается с латинской буквы "Р". В переводе с английского эти буквы означают: prediction - предупреждение, prevention - предотвращение, personalization - персонализированный подход и participation - участие и полное понимание процессов. Это значит, что современная медицина должна быть обращена к каждому человеку персонально, быть профилактической, а не лечащей уже сформировавшиеся болезни, а пациент должен стать равноправным партнером врача. Такой подход кардинально меняет представления наших врачей о своей роли, ведь до последнего времени в медвузах их учили лечить болезнь, а не человека.
В апреле с.г. вышел приказ Минздрава России "Об утверждении Концепции предиктивной, превентивной и персонализированной медицины". В нем говорится: "Механизмы реализации концепции должны предусматривать совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров по актуальным направлениям медицинской науки и смежных областей, таких как молекулярная биология и генетика, клеточная биология, биоинформатика, математическая статистика, а также других естественных наук...".
По мнению заведующего кафедрой организации здравоохранения Санкт-Петербургского государственного университета профессора Игоря Акулина, такой подход потребует системной перестройки прежде всего от медицинских вузов.
- Уже сейчас мы привлекаем к работе в рамках нашей кафедры не только психологов, но и математиков, и программистов. Однако на это способны только комплексные вузы с широким набором направлений, - рассказал он "РГ". - Медицинские вузы, имеющие серьезную клиническую базу, настроены все-таки в большей части на борьбу с уже имеющимися патологиями, и там нет серьезной фундаментальной химии, физики, биологии, математики. Поэтому медвузы должны или расширять свои возможности, или вливаться в университеты. Именно там наука будет развиваться и формировать другое поколение специалистов-практиков, основанное на междисциплинарном подходе.
Что касается существующих учебных программ, то их, по мнению Акулина, вполне можно было бы использовать и дальше. Ведь лечить людей все равно будет необходимо - медицина 4П не даст, или, во всяком случае, не сразу даст инструменты, позволяющие предотвратить любое заболевание еще до его возникновения в 100 процентах случаев.
- Однако в эти учебные планы надо будет внести ту часть, которая касается болезни не как набора симптомов, а как следствия определенных комбинаций генов и факторов, - полагает он. - Что делать, если видно, что ген мутировал и точно приведет к раку молочной железы? Стоит ли осуществлять превентивную операцию или есть инструмент, чтобы удалить провокационный ген? Для каждой болезни должна быть разработана технология - что нужно сделать, чтобы ее не допустить. Сделать это можно только на основе четких научных данных, которых пока не много. Но они появятся.
А вот специалисты-практики считают, что на данном этапе внедрение концепции 4П не требует наличия неких особенных специалистов. Современные технологии позволяют переложить тяжесть врачебного решения на компьютер.
- Концепция 4П требует возможности применения современных диагностических технологий, использования основанных на их результатах алгоритмов принятия решений обычными врачами в их рутинной деятельности, - считает вице-президент по R&D и международному развитию бизнеса компании BIOCAD Роман Иванов. - Такая возможность возникает при условии использования IT-систем, обеспечивающих накопление больших массивов данных о пациенте, их обработку и формирование рекомендаций лечащим врачам по тактике диагностики и лечения больного с их учетом.
Главное сомнение у экспертов вызывает принцип третьего и четвертого "П" - это профилактика и вовлеченность пациента, участие в процессе лечения и принятия решений. О пользе здорового образа жизни Всемирная организация здравоохранения заявляет регулярно: так, по данным ВОЗ, здоровье человека на 16 процентов зависит от состояния медицины в стране, и на 50 процентов - от образа жизни. Однако в России люди чаще всего идут к врачу лишь при наличии выраженных симптомов, а отказываться от алкоголя и курения нередко просто не хотят. При этом нужно еще учитывать, что все более ранняя диагностика болезней становится все более дорогой. По оценкам той же ВОЗ, медицина может стать недоступной по цене для большинства населения планеты уже к 2050 году. А перед государственной медициной, отмечает хирург-имплантолог кандидат медицинских наук Антон Герасимов, сегодня стоят более насущные проблемы: очередь из пациентов, которые уже страдают от какого-то заболевания и требуют лечения здесь и сейчас.
В этой ситуации, полагает Игорь Акулин, большую просветительскую роль могли бы взять на себя семейные врачи - обеспечивая индивидуальный, а не поликлинический подход. Такой врач, наблюдая одновременно несколько поколений, может знать и о наследственной предрасположенности семьи в целом, и об индивидуальных особенностях каждого ее члена, а потому может стать проводником превентивной медицины, выступать "адвокатом здоровья". Однако потребуются и узкоспециализированные в своей области эксперты, прежде всего, генетики.
- Персонализированная медицина подразумевает индивидуальные программы мониторинга здоровья пациента в режиме 24/7 с информированием о времени прохождения необходимых исследований, как правило, молекулярно-генетических, и средствах коррекции и интервенции для здорового долголетия, - отмечает и председатель правления АНО "Национальная академия активного долголетия" Арсений Труханов. - Но на данный момент количество таких специалистов крайне мало - максимум 1000 человек на всю страну. В основном это врачи, получившие дополнительное образование на курсах повышения квалификации в Германии, Франции, США, а также некоторые энтузиасты.
По его словам, уже есть первый опыт разработки таких учебных программ в Первом МГМУ им. Сеченова, на кафедре геронтологии Института повышения квалификации ФМБА, а также в рамках Российского общества антивозрастной медицины на базе Института геронтологии и биорегуляции в Санкт-Петербурге. Однако нельзя не задаться вопросом, насколько прежний преподавательский состав сможет перестроиться на новые рельсы? Кто будет готовить новых специалистов? Ведь профессора российских вузов в свое время тоже учились лечить болезнь, а не человека.
В медицинском сообществе применительно к концепции 4П все больше говорят о "пятой П" - позитивной медицине. Пациент не должен избегать похода к доктору из страха узнать от него о проблемах со своим здоровьем. По мнению профессора Акулина, медицинское пространство для здоровых должно быть вообще больше, чем для больных. Сберегающие здоровье технологии и сохраняющее жизнь поведение должны стать в обществе нормой, и этому можно научить, уверен эксперт. Раньше, по его словам, в СПбГУ было обучение в рамках магистратуры по специальности "Общественное здоровье и здоровый образ жизни". Потом его закрыли как невостребованное, но с переходом на 4П наверняка придется возвращать.