03.01.2019 15:16
Культура

Чем запомнился музыкант Крис Кельми

Текст:  Александр Алексеев
Автор "Ночного рандеву" и "Замыкая круг" - культовых хитов 80-х - ушел из жизни в первый день Нового года. Днем, после завершения праздника, Крис Кельми почувствовал себя плохо в своем загородном доме, расположенном в подмосковной деревне Новоглаголево. Успел вызвать скорую помощь, но когда та приехала, был уже без сознания. Врачи отвезли артиста в ближайшую больницу Наро-Фоминска, но спасти уже не смогли. По их словам, у него произошла остановка сердца, вызванная, скорее всего, злоупотреблением спиртными напитками.
Читать на сайте RG.RU
Певец Крис Кельми

Впрочем, версия эта пока предварительная, ведь после смерти своего друга Евгения Осина Крис Кельми дал зарок больше не пить. К тому же в 2018 году он прошел успешное лечение от алкогольной зависимости. И в последнее время жил в деревне Новоглаголево: жаловался на проблемы с печенью, к тому же врачи констатировали у него эпилепсию, из-за чего он даже передвигался с трудом и на улицу выходил редко, эпизодически страдая от припадков… Но, возможно, артист просто хотел остаться один, чтобы оказаться подальше от любых тусовок и возможности появиться на застольях у своих многочисленных друзей, коих у Криса Кельми было немало…

Этот композитор, клавишник и певец еще с 70-х стал легендой отечественной музыки. Жаль только, что в последнее время его песни звучали на радио редко, вытесненные новыми модными форматами. Криса Кельми вспоминали уже не так часто, да и то обычно лишь светские репортеры: после того, как он в очередной раз попадал в автомобильную аварию (ходя водил очень хорошо!) или в больницу из-за проблем с печенью и алкоголем. Жаль, что даже на фестивали "Легенды Ретро-FM" и "Дискотека-80-х" его не приглашали. А меж тем знаковых, да и значительных песен, у Криса Кельми было немало.

Еще в 1971 году он играл в любительской группе "Садко", а затем вместе с гитаристом Александром Ситковецким (позднее эмигрировавшим в США) собрал "Високосное лето" - возможно, первую столь высокопрофессиональную рок-группу СССР, игравшую хард-рок и арт-рок. Вначале они пели на английском, а затем начали сочинять и свой, русскоязычный репертуар.

Самого Криса Кельми тогда еще звали Анатолием Калинкиным. Его фамилия ассоциировалась с самой популярной в мире русской народной песней, и поэтому музыкант, благо - высокий и красивый блондин - выбрал себе для рок-карьеры этот немного скандинавский творческий псевдоним. (Через много лет, когда у артиста родится первый и единственный сын, он назовет его Кристианом. А друзьям будет говорить с гордостью, что теперь, наконец-то, появился и настоящий Крис Кельми).

Видео: пять главных песен Криса Кельми

Историки, которые потом напишут про него книгу, наверняка вспомнят, что именно Крис Кельми стал, наверное, первым отечественным музыкантом, который не только играл на сцене, но и выдавал эффектные перфомансы. Так, во время одной из композиций, пока в зале гас свет, а остальные трое продолжали играть, он исчезал на мгновенье за кулисами, а затем появлялся в темном костюме. Включался стробоскоп, и Кельми выходил на авансцену - благодаря этим световым эффектам казалось, что танцует оживший скелет.

Пора написать уже и о группе "Автограф", которую образовали Ситковецкий и Кельми, увлекшиеся уже и арт-роком, и симфо-роком. Именно в этом коллективе стали известны большой аудитории певец и саксофонист Сергей Мазаев, басист Леонид Гуткин (в последние годы регулярно сочиняющий хиты для российских участников "Евровидения"), да и поэтесса Маргарита Пушкина начинала именно в этой группе (ныне она пишет тексты в основном для "Арии" и Валерия Кипелова).

А Крис Кельми затем, по приглашению Театра Ленком, собрал свою группу "Рок-Ателье", которая участвовала в постановке многих новых спектаклей, в частности, рок-оперы "Юнона и Авось". До тех пор, пока не поссорился с Марком Захаровым…

Именно в студии Ленкома он записывал и свою песню "Замыкая круг", причем по несколько строчек в ней пели все звезды тех лет - от "Черного кофе", "Рондо" и Ольги Кормухиной до "Круиза", "Машины времени" и Сергея Минаева. Петь "всем миром" подобные объединяющие добрые песни (обычно в рамках благотворительных акций!) стало с тех пор славной традицией отечественной поп и рок-музыки. Но первым этот жанр в СССР внедрил именно Крис Кельми…

А потом он сочинил "Ночное рандеву", и это был один из первых действительно сюжетных видео-клипов, причем с элементами эротики. Кельми тогда обвинили, что не он поет первым голосом, но артист отнесся к такому мнению спокойно и записал эту песню заново, чтобы никто уж точно не сомневался.

Некоторое время Крис Кельми работает в Театре Аллы Пугачевой. И переключается на поп-рок и красивые, полуречитативные баллады. Записывает новые хиты "Козырная дама" и "Ни о чем не жалей" (именно так назывался и его новый альбом).

"С рюмкой в руке": сестра Евгения Осина рассказала, как нашла его тело

И потом снова становится первым - дает в 1994 году интервью журналу "Смена", в котором откровенно рассказывает о своих любовных приключениях (в том числе и о самом кратком, 15-минутном романе с девушкой в Сочи). Может, зря, потому что с тех пор его примеру при ответах на вопросы журналистов начинают следовать и другие звезды… Да и Криса теперь больше расспрашивают про любовь, нежели про музыку… А тут как раз во Францию эмигрирует его постоянный соавтор, поэт Александр Маркевич, и новых хитов нет уже несколько лет подряд.

Только в 1997 году выходит новый альбом, названный по его главному хиту "Ветер декабря". Но на гастроли зовут уже редко, и Крис Кельми начинает играть в теннис (тогда, благодаря первому президенту России Борису Ельцину - очень популярный вид спорта), участвует в "Большой шляпе" - неофициальном первенстве страны среди известных персон.

Не отчаивается, что концертов мало, а начинает работать продюсером на телевидении и проявляет свои организаторские способности при создании новых музыкальных фестивалей в разных городах России...

В последние годы Кельми выступал уже не очень часто, но в его доме, расположенном в Москве сразу за Театром кукол имени Сергея Образцова, по-прежнему всегда охотно ждали друзей и гостей. А хозяин был хлебосолен и приветлив. И помогал советом начинающим музыкантам. В чем мог убедиться на своем примере и обозреватель "РГ", тогда тоже вволю поигравший на гитаре и флейте. Да и Кай Метов в начале своей карьеры, очевидно, может быть благодарен за поддержку именно Крису Кельми. Как и иные нынешние звезды…

Очень не хотелось, чтобы этот "круг" замыкался.

Поп-музыка