20.01.2019 08:30
Культура

Художник Василий Нестеренко привез из Сирии картину на репинский сюжет

Художник Василий Нестеренко привез из Сирии картину на репинский сюжет
Текст:  Андрей Васянин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №9 (7767)
Художник Василий Нестеренко побывал в творческой командировке в Сирии. Итогом стала персональная выставка "Сирийская земля" и альбом "Россия - Сирия. Новое время".
Читать на сайте RG.RU
Письмо от российского спецназа

Вот этот альбом. Его открывает крупная фотография художника на фоне сирийских холмов - перед этюдником, с кистью в руке, в бронежилете и боевой "разгрузке" с карманами. Интересно, что в них?

- Пусто, - смеется Нестеренко. - Боекомплект отдельно дают. Спросили размер и выдали жилет и каску. Автомат мне не нужен.

Ни шагу с базы

Василий Игоревич, с чего началась командировка?

Российские УАЗы помогают охотникам за террористами в Сирии

Василий Нестеренко: С упреков самому себе: у меня много работ, связанных с Куликовской битвой, Смутным временем и т.д., а про современную русскую армию ничего нет. А где ж, как не в Сирии, искать сейчас сюжеты на эту тему? И что такое война, какой бывает жизнь после нее? Захотелось увидеть все своими глазами, не по ТВ или интернету.

Как минобороны отнеслось к этому желанию?

Василий Нестеренко: Благосклонно. Даже намечен был день вылета, но меня вдруг отодвинули. Ну и ладно, я занялся своими делами. А это был самолет, на котором летел в Сирию ансамбль Александрова...

Судьба... Но до Сирии вы все ж долетели и благополучно приземлились на нашей базе в Хмеймиме.

Василий Нестеренко: На базе все было хорошо. Чистые прохладные модули, клумбы на территории, прекрасная еда в столовой - ее было не сравнить с тем, чем нас кормили в армии в 1987-м. В аэропорту меня познакомили с офицером-сопровождающим, ходить по базе можно было только вместе с ним. И только по базе. Причем людей снимать и рисовать было нельзя, технику тем более. Это секретный объект, и люди несут за меня ответственность - но как материал собирать? Убедил начальство, что не стоило везти художника так далеко, чтобы выдать ему каску, а потом держать в модуле и вкусно кормить. И вскоре мы с офицерами, спецназовцами и солдатами сирийской службы безопасности вылетели в Пальмиру.

Мины есть

Первая часть книги, "Сирийская земля", открывается видом разгромленного города. Честно говоря, сразу вспоминаешь Сталинград...

Василий Нестеренко: Это Тадмор, некогда туристический центр, стоит бок о бок с Пальмирой. Сирия была цветущей, активно развивающейся, европейски ориентированной страной, в Тадморе стояли шикарные отели, мечети, виллы, били фонтаны... В один из бывших отелей мы зашли. Разгромленный ресепшен, под ногами кирпич, надпись на трех языках "мин нет". Сопровождающий тут же посоветовал смотреть под ноги.

Героем картин кубанского художника стал символ 2019 года

Осторожность не помешает.

Василий Нестеренко: Идем по "Сталинграду", он с автоматом, я с этюдником. Танк! Делаю пару кадров, ставлю этюдник, набрасываю что-то. Каждая такая остановка занимала полтора-два часа. Танк подбили на детской площадке - и ты, работая, начинаешь замечать детали: игрушки под гусеницами, ободранные качели неподалеку, рухнувшую крышу со спутниковой антенной...

"Сирийская земля" очень безлюдна.

Василий Нестеренко: Даже освобожденные от террористов города, тот же Тадмор, выглядят вымершими. Люди там настороженные, неулыбчивые, и на пляжах - дело было летом - очень мало купающихся. Вода в море - грязная, не то что в соседней Турции. В сирийском пейзаже сейчас преобладает коричнево-серая гамма, цвет обуглившегося дерева, что я и показал в акварелях.

Вы однажды сказали, что прибрежная Сирия похожа на Крым.

Василий Нестеренко: Да, поразительно похожа. Холмы с редким лесом, домики. Все, как в моей любимой Балаклаве, под Севастополем.

И в чем суть сходства?

Василий Нестеренко: В том, что подобное могло бы случиться и у нас. Но этот огонь был остановлен на дальних подступах к России. Об этом не стоит забывать.

Нарисуй мне письмо

В Сирию вы летели и для того, чтоб найти сюжеты о сегодняшней Российской армии.

Василий Нестеренко: Я нашел эти сюжеты за несколько дней жизни в дальнем гарнизоне, на границе с позициями ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Ред.), и вместил их все в одну большую работу - главную по итогам командировки.

Это "Письмо недругам России", показанное в альбоме во всех деталях и эскизах. Как возникла идея положить сюжет "Письма запорожцев турецкому султану" на нынешние реалии?

Василий Нестеренко: Абсолютно спонтанно. Меня привезли в гарнизон, командир спросил, чего мне надо. Надо было, чтобы ребята подвигались в амуниции, хотел изобразить их в динамике. Поработали - отдыхаем, разговариваем. "Художник - а можешь нарисовать картину "Приплыли"? Или "Письмо турецкому султану"?" И вдруг парни загорелись...

А вы стали вспоминать Репина.

Василий Нестеренко: Взявшись за работу, я начал "собирать" в памяти "Запорожцев...", вспоминать картину Юрия Непринцева "Отдых после боя". Хотелось сделать что-то в схожей тональности. Просил ребят позировать, делал наброски - и завидовал Репину: у запорожцев-то вся одежда разная. А тут каски, бронежилеты - везде одно и то же.

Но зато разные национальности, судя по лицам.

Василий Нестеренко: Да интернационал был полный - и он весь перед вами: парень из Якутии с гранатометом, за столом дагестанец и русский старлей, который и пишет письмо. Татары, ингуши, буряты, каряки - вся Россия собралась на заставе. Ребята завели меня в "ленинскую комнату", как они это называют, - а там в углу и иконы, и Евангелие, и Коран...

А письмо о чем было?

Василий Нестеренко: Это пусть зритель думает - как и о том, кто адресат письма, кто может попасть на карандаш к спецназовцам. В любом случае мало ему не покажется. Ведь это портрет реальной русской армии, в ней сильные и уверенные в себе люди, многонациональная семья. Кстати, у всех - реальный боевой опыт, многие сражались с террористами в Закавказье. А на столе важный аргумент - "Калашников"...

Президентской библиотеке передали рисунки блокадных художников

На картине очень много оружия, написанного со знанием дела. Вам нравится писать оружие?

Василий Нестеренко: А оно там всюду и у всех. У Репина запорожцы тоже все увешаны оружием. Но вы правы, оружие я писать люблю, хотя это и сложно. Тут должно быть все точно, каждая грань, каждый отблеск...

В "Ответе..." есть и гранатомет, развернутый в зрителя. А в вашем давнем полотне "Отстоим Севастополь!" на тебя смотрит пушка, рядом целится из ружья солдат...

Василий Нестеренко: А это все иллюстрации к старинной солдатской песне: "Каждому незваному гостю найдется у нас по чугунному арбузу и свинцовому ореху". Считайте это еще одним ответом "недругам".

Досье "РГ"

Василий Нестеренко - академик РАХ, народный художник Российской Федерации. Выпускник МХИ им. В.И. Сурикова с красным дипломом. Дипломная картина "Триумф Российского флота". Персональные выставки: "О, Русская земля!", "Россия - связь времен", "Наша слава - Русская Держава!" (ЦВЗ "Манеж"), "Мы - русские, с нами Бог!" (Севастополь), выставки в Орле, Липецке, Брянске, Рязани, Калуге, Ярославле, Казани, Киеве, Минске, Витебске и др.

В 1999 году участвовал в восстановлении росписей храма Христа Спасителя, расписывал Тронный Зал Иерусалимской Патриархии, Успенский собор в Дмитрове, храм Пантелеимона на Афоне и другие храмы. Член Патриаршего совета по культуре.

Живопись