Дышать легче
Белгородская область стала первым в Центральной России регионом, в котором простимулируют переход на газомоторное топливо не только личных авто, но и спецтранспорта - от сельскохозяйственных машин до коммунальной техники. Трансформацию просубсидируют из федеральной и областной казны: в целом на строительство новых заправочных станций и переоборудование машин выделят пять миллиардов рублей дополнительно. Эксперты рассказали, зачем это нужно экономике и людям.
Пилотный проект развития рынка газомоторного топлива стартует в Белгородской области уже в нынешнем году. Председатель совета директоров "Газпрома" Виктор Зубков, открывая посвященное этой теме совещание, отметил, что для популяризации такого топлива уже есть все предпосылки.
- Нефть объективно будет дорожать, - начал он. - Просто потому, что цена ее добычи вырастет. А вот запасов газа в России - 40 процентов от всех мировых. И этого хватит, чтобы на долгие годы обеспечить растущие потребности в топливе по стабильной цене.
Он подчеркнул, что этот пилотный проект, для которого, помимо Белгородской, была выбрана еще и Ростовская область, учитывает международный опыт. Так, российские регионы лучше сравнивать с Италией, где на газомоторном топливе работает более миллиона автомобилей. В России - примерно 150 тысяч. Большую роль играет инфраструктура: в крошечной по площади Италии в сеть объединено 1,3 тысячи заправок, в России - лишь около 400.
Итальянские партнеры, которые решили тоже поделиться опытом, сразу ответили на вопрос, который многие в зале хотели задать: "Зачем переводить авто на газ, если можно сразу развивать рынок электромобилей?"
В той же Белгородской области таковых, к примеру, уже насчитывается до десятка и первые заправочные станции успешно работают.
Директор по развитию продаж IVECO на природном газе Дарио Лукарелли, рассказывая о преимуществах биотопливных машин, отметил:
- Электромобили - это перспективно, но ведь в России это будет очень дорого, - подчеркнул он. - Собственного сырья для производства батарей здесь нет, как и отечественных технологий. Отрасль станет слишком зависима от импорта.
Поэтому он посоветовал всем собственникам автопарков согласиться перевести машины на тот же метан.
Экологический эффект от использования газомоторного топлива просчитать сложно. И чиновники, и представители "Газпрома" отмечают: людям просто становится легче дышать, но оценить это в рублях не представляется возможным. Пока же - чтобы стимулировать переход на сравнительно новый вид топлива - на федеральном и региональном уровнях продумывают ряд преференций. С них и начали предметный разговор.
Что изменится
Первое, что намерены сделать для развития рынка, - это построить необходимую для пользователей газомоторного топлива инфраструктуру. Виктор Зубков признал: той, что работает сейчас, явно недостаточно. Пока по стране в целом строится 30-35 заправок в год.
- А в этом году нам надо построить 100 заправок, - отметил Зубков. - Это был бы первый шаг к тому, чтобы на этом рынке действительно что-то начало меняться. Но в целом задача "Газпрома" - построить 500 заправок за два-три года и выйти где-то на 1,5 тысячи заправочных станций.
Председатель совета директоров уверен: все они будут востребованы. Для того чтобы примерно спрогнозировать продажи топлива, в "Газпроме" часть собственного автопарка перевели на газ. Подсчитали, что немногим больше 40 процентов техники на новом топливе сэкономили 3,7 миллиарда рублей за пять лет.
- И мы захотели посмотреть, что можно изменить в конкретном регионе за три-пять лет, если построить достаточное количество хороших АЗС и если регион будет использовать природный газ на транспорте, в автобусах, коммунальной технике, - отметил Зубков.
Ректор Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Владимир Мау, в свою очередь, заявил, что переход на газомоторное топливо к 2030 году позволит ВВП подрасти на 1,5 процента.
- В нынешних ценах это порядка 1,5 триллиона рублей, - отметил Мау. - Вы мне скажите, это много или мало? Полтора триллиона! Можно сказать, что это - как волосы: на голове - мало, а в супе - много. Но я думаю, все согласятся, что эта цифра для ВВП страны существенная.
Важная треть
Эксперты отметили, что в настоящее время у владельцев машин, работающих на бензине или дизтопливе, есть только один стимул переводить их на газ: это выгодная цена последнего. Перед совещанием чиновники и представители "Газпрома" посетили одну из газовых заправок, где как раз образовалась очередь из таксистов. Те рассказали, что вместо двух тысяч рублей теперь тратят на топливо всего 400, и это позволяет работать в прежнем режиме. Только вот само газовое оборудование для авто - дороговато: 70 тысяч рублей.
Дополнительные стимулы для перехода затронут даже рядовых владельцев авто, причем не обязательно новых машин. Система субсидирования перехода на этот вид топлива предусматривает компенсацию трети затрат для автовладельца, независимо от того, сколько лет его автомобилю.
Помимо этого, треть стоимости строительства компенсируют владельцам новых заправочных станций.
- В целом из федерального бюджета выделяется четыре миллиарда рублей, - отметил замминистра энергетики Антон Инюцын. - Порядка одного миллиарда уйдет на субсидирование переоборудования транспорта на газ, еще три - на субсидирование строительства автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.
Уже известно, что Белгородская область получит 1,2 миллиарда рублей от этого "пирога субсидий". Еще миллиард уже заложен в региональной казне для софинансирования программы: это обязательное условие федерального центра.
Впрочем, помимо новых рабочих мест, для белгородской экономики переход на газомоторное топливо принесет и другие выгоды. Глава региона Евгений Савченко отметил, что стоимость транспортных расходов - это один из главных факторов, влияющих на цену любого товара или тарифа на оплату услуг. С переводом транспорта на газ рост цен будет легче сдерживать. Тем более что в пилотном регионе стоимость этого вида топлива договорились заморозить на уровне 16,4 рубля на три года. В целом же в регионе ожидают выгоду в пять миллиардов рублей в год.
- И это без экологической составляющей, - отметил Савченко.
Топливо для умных
Представители агрохолдингов и коммунальных предприятий, которые тоже участвовали в обсуждении, заметили: этот вариант работы рассматривали давно. Но теперь - с появлением субсидий - процесс перевода техники на метан пойдет быстрее. Ведь, помимо федеральных субсидий, на уровне региона тоже предусмотрели ряд преференций.
Замгубернатора Олег Абрамов в их числе назвал льготную ставку по транспортному налогу для авто на метане и ставку налога на прибыль и имущество для компаний, которые будут продавать газ. Помимо этого, на рынке общественного транспорта у перевозчиков, чьи автобусы будут использовать газомоторное топливо, появится больше шансов выиграть конкурс. Для частных авто предусмотрена бесплатная парковка при условии, что владельцы будут заправлять их компримированным газом.
Впрочем, для работы этой сложной инфраструктуры понадобится не только сеть заправок и фирм, которые будут профессионально и грамотно устанавливать газовое оборудование на авто.
В регионе появится большой многофункциональный сервисный центр "Газпрома". Мастерские по переводу машин на газ будут создаваться и на базе официальных дилеров по продаже авто. Отдельно займутся и подготовкой кадров для новой отрасли: их будут обучать на базе одного из модернизированных ссузов региона.
- Участники рынка сталкиваются с тем, что очень сложно найти специалистов, которые бы хорошо разбирались в тематике, - отметил глава Национальной газомоторной ассоциации России Василий Зинин. - Уже в этом году в регионе надо будет найти порядка 100 специалистов, и дальше цифра будет только расти.
Впрочем, все это можно будет сделать силами всех участников рынка. Однако самое сложное, по мнению президента Итальянского газомоторного консорциума Мариарозы Барони, - это не строительство заправок или подготовка кадров.
- Долгое время в Италии газомоторное топливо считалось "топливом для бедных", - поясняет она. - И это мешало рынку развиваться. Я всю жизнь хотела и делала все возможное для того, чтобы наконец газ стали называть топливом для умных. Надеюсь, в России это тоже получится.
Сергей Терехин, член координационного совета Федерации автовладельцев России:
- Многих в России пугает недостаток газовых заправок: их, действительно, надо строить. Никто не хочет ночами стоять в очередях. Я считаю, что если бы автомобилистам после установки газового оборудования на три-пять лет отменили бы транспортный налог, тогда был бы стимул перевода автомобиля на газ. В Европе заботятся об экологичности. Неплохо бы и у нас такую систему внедрить: если машина оборудована под экологически чистое топливо, дайте гражданину льготу - отмените транспортный налог. Государство должно поддерживать автомобилистов, чтобы им было выгодно покупать машину с газовым оборудованием, - это простой экономический расчет.