Пока в рамках цифровой трансформации в большей степени тиражируются решения, не требующие бюджетного финансирования, либо те, которые можно реализовать в рамках частно-государственного партнерства, рассказал "РГ" директор по региональной политике АНО "Цифровая экономика" Александр Зорин. По его словам, такой подход позволяет в условиях ограниченных ресурсов запустить одновременно несколько цифровых проектов.
Программа по развитию цифровой экономики в России появилась летом 2017 года. Она имеет статус национальной и реализуется по пяти направлениям: нормативное регулирование, образование и кадры, формирование исследовательских компетенций, информационная инфраструктура и также кибербезопасности. Горизонт исполнения программы - 2024 год. К этому сроку в стране должна появиться полноценная цифровая среда. В процессе предстоит устранить препятствия для развития цифровой инфраструктуры, обеспечить поддержку технологий "больших данных", квантовых компьютеров, новых производственных методов и искусственного интеллекта.
По словам вице-премьера РФ Максима Акимова, ключевой вопрос в реализации национальной программы - обеспечение необходимой инфраструктуры. Выступая на межрегиональном совещании лидеров цифрового развития в Перми в конце января, он сообщил, что четверть населения страны до сих пор не имеет доступа к широкополосному интернету, хотя это основа для развития всех базовых цифровых сервисов. По важности для людей интернет вышел на один уровень с коммунальными услугами. "Мы за счет государственного финансирования активно продвигали программу устранения цифрового неравенства. В итоге в регионах огромное количество населенных пунктов имеют точку доступа в сеть, а подключенных к интернету домохозяйств - ноль, - сказал Акимов. - Нам важно не повторить эту историю. Нужно, чтобы интернетом были обеспечены дома, школы, медучреждения, бизнес".
По мнению главы Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонида Левина, чтобы не усугубить цифровое неравенство, важно учитывать темпы развития цифровой экономики во всех регионах России. Это действительно определяющий момент, согласен директор Института развития интернета Сергей Петров: "Построение цифрового государства невозможно без активного участия всех субъектов, ведь задача стоит - обеспечить равный доступ к информационным технологиям и инфраструктуре на территории всей страны".
Уже сейчас на федеральном уровне сформирована база бизнес-решений для цифровой трансформации российских регионов. В ней более 100 кейсов для 17 отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления. В сфере транспорта в базу включены сервисы для городской парковки и контроля за соблюдением ее правил, а также решения, позволяющие обеспечить сохранность дорог за счет эффективной системы весогабаритного контроля.
Разработки в сфере строительства и ЖКХ подразумевают решения, направленные на создание цифровой инфраструктуры и современных цифровых сервисов в новых жилых домах и микрорайонах уже на стадии сдачи их в эксплуатацию. Речь идет о системах мониторинга контейнерных площадок для своевременности вывоза мусора и сервисах автоматизированного сбора данных с приборов учета воды и электричества.
Кроме того, в базе есть кейсы для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных домов за счет внедрения цифрового контроля доступа в подъезды, системы оповещения жильцов о ремонтных работах или чрезвычайных ситуациях.
Часть решений нацелена на повышение эффективности государственного управления в социальной сфере. Например, есть разработки, позволяющие улучшить качество предоставления госуслуг и работы МФЦ, а также сделать более эффективным жилищный надзор.
Недостаток типовых и адаптированных решений по внедрению проектов цифровизации с учетом региональной специфики назывался в числе основных препятствий для цифровой трансформации регионов. Такой результат в ходе анкетирования госслужащих получил Институт развития интернета (ИРИ). По мере того как эта проблема решается, остается ряд других серьезных барьеров. Например, недостаток финансирования. Для некоторых субъектов РФ не решена проблема дефицита бюджета. Особенно сложно выделять средства на цифровизацию тем регионам, которым не хватает средств на решение текущих экономических задач.
"База эффективных кейсов является не только примером использования цифровых технологий, но и практическим инструментом для обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере", - отмечает Александр Зорин.
По его словам, значительная часть решений в базе цифровых кейсов для регионов, например, внедрение сервис-парковок и цифровых систем для жильцов многоквартирных домов, может быть реализована без прямого бюджетного финансирования, по модели частно-государственного партнерства, когда со стороны органов власти требуются не деньги, а соответствующее регулирование и создание условий.
Но финансовый вопрос все равно остается в числе важнейших. Эта тема обсуждалась в Совете Федерации на встрече сенаторов с Константином Носковым. По итогам глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко предложила разработать механизмы федеральной поддержки региональных цифровых проектов.
Активной цифровой трансформации регионов, по данным ИРИ, также мешают низкая вовлеченность региональных властей в вопросы формирования цифровой повестки, дублирующиеся запросы со стороны различных представителей федеральных властей, министерств и других структур, занятых в развитии цифровизации, проблема обмена данными между государственными, региональными и муниципальными органами власти, а также на межведомственном уровне.