Напомню, что, судя по тексту этого интервью, если размер талии японского мужчины превышает 90 сантиметров, а женщины - 80 сантиметров, то они обязаны, как требует правительственный рескрипт, посещать регулярные сеансы консультирования, а компании, которые не следят за весом своих работников, вынуждены платить серьезные штрафы. Значительно меньшее впечатление на читателей произвел опыт Новой Зеландии, где женщинам и мужчинам, которые обладают избыточным - с точки зрения местных органов здравоохранения - весом, очень трудно получить гражданство этой страны.
Понятно, что гражданство Новой Зеландии дело абстрактное, а талия - вполне конкретное. Не могу сказать, что в этом - физиологическом - ключе интервью Анны Поповой меня задело сколько-нибудь серьезно, хотя то, что у меня можно признать за талию, в объеме насчитывает целых 112 сантиметров и мне явно не светит ни стать японцем, ни новозеландским гражданином - впрочем, это меня вполне устраивает. Тем более если дочитать до конца текст этого по-прежнему популярного интервью, то можно узнать, что Роспотребнадзор лишь готовится к обсуждению зарубежного опыта с российскими гражданами в течение первого года реализации одного из важных национальных проектов.
В силу профессиональной некомпетентности не стану строить прогнозов, каким образом при достаточно скромных бюджетах россиян в ближайшей перспективе можно качественно изменить рацион питания. Это весьма сложная проблема, при решении которой все-таки следует помнить, что недоедание вовсе не похоже на оздоровительную диету. И что вкусная пища, особенно в заведениях быстрого питания, не всегда бывает здоровой. Повторю, некомпетентен обсуждать все эти сложные материи, в том числе и потому, что люблю жаренную картошку на сале и макароны по-флотски.
Но хотел бы предложить читателю подумать о решении Роспотребнадзора всерьез заняться нашим здоровьем в несколько ином ключе. Где границы государственного регулирования нашей частной, я бы даже сказал, интимной жизни (ведь вопросы пищеварения по-другому трудно назвать)? Напомню, что речь идет не о традициях, не о религиозных запретах, а именно о правительственных установлениях.
Замечу, что не во всех культурах вес человека определяет его нравственные достоинства. В одних странах аскеза - признак высокой моральности. В других - дородность становится символом добродетельного благополучия. Даже в рамках схожих конфессиональных направлений не все тождественно: в Таиланде боги, как правило, худощавы и поджары, а в Китае божество должно иметь величественный живот, прикосновение к которому непременно приносит благо.
Но, как говорится, богу - богово, а кесарю - кесарево. Впрочем, бывали случаи не только в иудейском или мусульманском, но и христианском мире, когда религиозные догматы становились государственной доктриной. Как в Женеве ХVII столетия, когда во время длительного, почти четвертьвекового правления Кальвина теократическое государство определяло правила поведения граждан до мельчайших подробностей, залезая не только в их тарелки, но и в их постели.
Светские патерналистские государства самого разного толка тоже имеют обыкновение перебирать с вмешательством в частную жизнь граждан. Впрочем, и сами граждане нередко пытаются переложить на государство не свойственные ему функции. Например, сделать его арбитром в области семейной - и не только семейной - морали. Когда я был членом Краснопресненского райкома КПСС, то во время ежемесячного приема граждан чаще всего сталкивался с просьбами ткачих Трехгорной мануфактуры урегулировать их семейную жизнь. Церквей было мало, ходить туда побаивались, а райком находился поблизости. А сколько раз, посмеиваясь, но и горестно вздыхая одновременно, зачитывал на партийных собраниях, что мой коллега разведен трижды, но это не является препятствием для служебной командировки в Болгарию.
В современной России частная жизнь граждан защищена Конституцией, законодательными и подзаконными актами. Нам никто не указывает, что можно, а что нельзя читать, смотреть, слушать. Государство не заставляет нас приобщаться к той или иной религии, равно как и декларировать свой атеизм. Свобода совести, свобода эстетических предпочтений, самостоятельный выбор политических пристрастий стали нормой сегодняшнего российского общежития. Равно, как и тайна интимной жизни, которая, понятно, не исчерпывается пищеварением. И это бесценное общественное благо не мешает строить сильное государство с развитыми властными институтами.
Важно только не доверяться ряду популярных интернет-ресурсов, которые уверяют, что право и мораль являются единым целым. Разумеется, они связаны между собой, но вовсе не тождественны друг другу. Закон - чаще всего минимальная норма морали. Но в истории известны государства, когда закон и мораль вступали в непримиримые противоречия друг с другом - достаточно вспомнить нацистскую Германию. Словом, надейся на государство, но и сам не плошай. Как писал Николай Бердяев, "государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад".
Надзор за размером талии вещь, безусловно, важная. Но не лучше ли предоставить его каждому отдельному гражданину, не перекладывая на государственные плечи. Как и многое, что можно сделать самостоятельно.