Фильмов, способных войти в историю, год не подарил, но победы эти многих радуют. Хотя в целом 91-я церемония удручала концентрацией вязкой скуки в зале "Долби", оформленном под пещеру палеолита. Дело не только в отсутствии традиционного ведущего - гибрида комика-разговорника с гостеприимным хозяином дома: его во избежание скабрезностей решили отменить. Произошла обвальная смена поколений. Обычно мы умиленно разглядывали родные лица звезд, знаменитых режиссеров, драматургов. На этот раз партер заполнил люд, либо смутно кого-то напоминающий, либо вовсе незнакомый массовому зрителю. Команды, снимавшие попсу третьей свежести и вдруг выбившиеся в лидеры, фундаментальные афроамериканские женщины в знойных нарядах, молодняк, счастливый уже тем, что он с галерки спустился в партер. А любимые лица теперь смотрели на нас с мемориального экрана, поминавшего ушедших, но забывшего (или не успевшего) помянуть только что покинувшего нас оскаровского лауреата Стэнли Донена - создателя мюзиклов, признанных национальным достоянием Америки.
Из зала куда-то испарилась жизнь и осталась сухая политкорректность, когда на сцену выходил тщательно отобранный интернационал по принципу "каждой твари по паре": людей подбирали, как аксессуары, по цвету кожи. До отказа выжатая педаль рояля создает, как известно, не музыкальный, а шумовой эффект. Так и здесь: нарочитость бросалась в глаза и напоминала о фонтане "Дружба народов". Как любой хороший принцип, доведенный до абсурда, этот работал против себя: произошла не смычка равных с равными, а наоборот - распределение по национальным и расовым сусекам. Внимание миллионов упорно обращали на то, на что в нормальном обществе особое внимание обращать неприлично.
В этих условиях даже заслуженные победы фильмов "Черная пантера", "Черный клановец" и "Зеленая книга" выглядели, как стремление их наградить не за художественное качество, а за злободневность темы. Дал о себе знать и знаменитый парадокс, преследующий "Оскар" уже много лет: если лучшим фильмом объявлена "Зеленая книга", а ее режиссер не попал даже в номинанты, зато лучшим режиссером назначен Альфонсо Куарон - стало быть, можно сделать лучший фильм без участия лучшего режиссера: не странно ли?
Были моменты, опрокинувшие ожидания. Так, верной победительницей уже считалась Гленн Клоуз, хорошо сыгравшая в посредственном фильме "Жена", а ее неожиданно обошла Оливия Колмен, принесшая лидеру гонки "Фаворитке" единственного "Оскара". Разочарованы ценители работ Уиллема Дефо ("Ван Гог. На пороге вечности") и Вигго Мортенсена ("Зеленая книга"): фаворитом сезона оказался Рами Малек, сымитировавший Фредди Меркьюри в "Богемской рапсодии".
Зато триумфально прошла "Рома" - первый фильм на иностранном языке, взявший три "Оскара" и претендовавший на главный приз. Эту победу можно считать исторической: впервые амбиции стрим-гиганта Netflix получили столь мощную поддержку. И значит, кинотеатральный прокат окончательно сдался под натиском новых технологий. До сих пор существовала жесткая модель: новинки выходили на DVD или на ТВ не раньше, чем через три месяца показа в кинотеатрах. "Рома" в кинотеатрах три недели шла ограниченным тиражом и сразу появилась на онлайн-платформах: модель затрещала, что грозит киносетям убытками, а системе отношений кино со зрителям - революционными переменами. Уже теперь стрим-компании перетягивают к себе знаменитостей, для Netflix снимают такие зубры киноиндустрии, как Мартин Скорсезе и Гильермо дель Торо. Онлайн-продукт становится качественней, и вот - его первый триумф: просмотр на диване получил решающее преимущество перед походом в кинотеатр.
В канун церемонии "Оскара" прошло вручение призов "Дух независимости" фильмам, снятым вне голливудской системы компаний-мейджоров с бюджетом менее 20 миллионов долларов. Здесь лучшей признана картина, которую академики почти не заметили, - фильм Барри Дженкинса "Если Бил стрит могла бы заговорить" по книге Джеймса Болдуина, а сам Дженкинс назван лучшим режиссером. Лучшей актрисой названа Гленн Клоуз ("Жена"), лучшим актером - Итан Хоук ("Дневник пастыря"), лучшим иностранным фильмом - "Рома" Альфонсо Куарона.
Шумная гонка завершена, но, как сказано в хорошем фильме, "меня терзают смутные сомнения". Похоже, все это неистовство вокруг как бы лучших фильмов - не более чем "пикник на обочине" настоящего, большого кино, "золотой век" которого остался там, на поминальном экране.