Помогает убрать внутренние проблемы
Воскресенье. Полдень. За окном - слякоть, а в музейном классе - теплая и уютная атмосфера. Здесь рождается сказка из песка, создают которую не известные художники, а самые обычные кировские школьники 8-11 лет.
- Основные направления, по которым мы работаем с детьми, - живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, - рассказывает педагог ВХМ Юлия Никифоренко. - Эти занятия проводятся в музее на протяжении уже 25 лет. А в прошлом году поступило предложение обратиться к песочной технике. Хотелось найти какой-то новый и интересный стимулирующий материал, который снимет "барьер техники" у ребенка.
Юлия поясняет подробнее о "барьере техники". По ее словам, случается, что ребенок приходит на занятия по рисованию и заявляет: "Можно я буду рисовать только карандашами, потому что у меня красками не получается!".
- В таких случаях я пытаюсь договориться с ребенком, показать большие возможности рисования акварелью и гуашью, но вижу, что он боится, - продолжает Юлия Никифоренко. - Возможно, в детстве родители не оценили его рисунок, и у него образовался внутренний барьер, из-за которого ребенок работает только графическими материалами.
- А перед рисованием песком у детей барьеров нет? - интересуюсь у педагога.
- Знакомый с детства песок ребята очень любят, тем более что все мы начинаем жизненный путь с песочницы: играем в ней, пересыпая крупинки совочком, - делится Никифоренко. - Впрочем, подрастая, начинаем стесняться. Вызывает приятное удивление, когда подростки лет 10-12 строят замки и города в песочнице и им это очень нравится. Работа с песком помогает убрать внутренние проблемы. Педагогические аспекты песочного рисования также широки: это и интересная предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, и оригинальная площадка для экспериментирования.
Освобождает от напряжения
Что же происходит с ребенком, когда он играет в песке?
По мнению Юлии Никифоренко, зачастую дети словами не могут выразить свои внутренние переживания и страхи. И тут им на помощь приходит игра с песком.
- Создавая из него картину собственного мира, ребенок освобождается от напряжения и волнения, - говорит педагог. - Самое главное - он приобретает бесценный опыт положительного разрешения множества жизненных ситуаций, ведь здесь, как в настоящей сказке, все заканчивается хорошо! Этот игровой опыт попадает в бессознательное ребенка. Проходит время, и наступает момент, когда взрослые смогут заметить в поведении сына или дочери определенные изменения. То есть он начинает применять в реальной жизни свой собственный "песочный" опыт.
По поводу возраста, с которого следовало бы начинать рисование песком, однозначного мнения нет. Но, как считает Юлия, было бы хорошо, если бы ребенка приводили в музей в возрасте года-двух.
- После знакомства с экспозицией мы переходили бы к работе на световых столах, осваивая рисование пальчиком простых линий и форм, - говорит она. - Но на данный момент мы пока не обладаем соответствующими условиями и реализовывать проект "Песочные истории" будем с детьми от 8 до 11 лет. Это как раз самый трудный возраст, как мы выявили: ребята идут в школу, и там возникают некие проблемы в творческом плане. Некоторые не могут раскрыться на уроках изобразительного искусства и технологии, им становится сложно, а кто-то, возможно, недостаточно творчески развит. Мы постараемся развить творческие способности ребенка при помощи этой техники, используя также образовательные возможности музея.
Позволяет подсмотреть у художников-мастеров
К слову, эти возможности - пожалуй, наиболее сильный козырь ВХМ: буквально перед глазами учеников находится постоянная экспозиция музея, где можно что-то подсмотреть у художников-мастеров и попробовать перенести к себе в работу. Одно дело видеть это через проектор или на мониторе, другое - чуть ли не прикоснуться к настоящему, живому произведению искусства.
- В моих мечтах вынос световых столов в залы и работа там, - делится планами Юлия. - Пока же мы занимаемся на световых столах в оборудованном классе. Для этого приобрели 12 подсветок.
Кстати, для уроков рисования педагоги ВХМ используют кварцевый песок - крупинки у него примерно одинаковые, ровные, и работать им проще, поскольку он легко льется.
Занятия строятся по методике, разработанной Мариеллой Зейц (книга "Пишем и рисуем на песке"). Программа занятий подразумевает свободу творчества с использованием разнообразных природных форм.
Вятский художественный музей имени Васнецовых:
Киров, ул. К. Маркса, 70. Тел. (8332) 22-50-74.
Анна Деньгина, педагог-психолог:
- Не секрет, что песок обладает притягательной силой для ребенка. Редкий малыш откажется от песочного рисования. Песок словно по волшебству забирает негативную энергию, снимает эмоциональное напряжение, способствует высвобождению накопленных чувств, страхов и скрытых желаний. Конечно же, рисование песком развивает воображение, образное мышление (а значит, и речь), раскрывает творческий потенциал. Во время песочных занятий задействуется правое полушарие, а это благотворно влияет на развитие мозга в целом.
Совместное рисование детей друг с другом или родителем помогает наладить отношения, развивает коммуникативные навыки. Дети становятся спокойнее и увереннее в себе.