28.02.2019 17:43
Культура

Совет экспертов обсудил, предложит ли нам наше кино "движение вверх"

Совет экспертов обсудил, предложит ли нам наше кино "движение вверх"
Текст:  Сусанна Альперина Валерий Кичин
Российская газета - Федеральный выпуск: №46 (7804)
О проблемах сложного механизма кинопроизводства шел разговор на Совете экспертов в "РГ". Его участники - люди, во многом определяющие государственную и финансовую политику в области кино: Павел Степанов - заместитель министра культуры, курирующий киноиндустрию, Ольга Любимова - глава департамента кинематографии минкультуры и Вячеслав Тельнов - исполнительный директор Фонда кино. Начали беседу сразу с важных новостей.
Читать на сайте RG.RU
"Деловой завтрак" с Вячеславом Тельновым

Будет ли увеличено финансирование российского кино?

Вячеслав Тельнов: Вопрос об этом уже поставлен. Поддержка остается на том же уровне, как и в прошлом году, - три миллиарда. Но лет шесть назад курс доллара был 30 рублей, а в цифрах финансирование оставалось прежним - то есть фактически бюджет стал меньше примерно вполовину. Поэтому уже в марте состоится правительственный совет по развитию отечественной кинематографии, где об этом будут говорить более предметно.

Режиссер фильма "Близкие" начала съемки новой картины

Тем более что зрители наконец стали активно смотреть российское кино…

Павел Степанов: И это действительно важно: люди наконец признали, что наше кино может быть интересным, ждут новых картин! Мы это видим по тому, как активно развивается система предзаказов, когда билеты покупаются заранее, - раньше такого не было. Более того, на некоторые фильмы люди ходят по несколько раз!

Какие наиболее интересные премьеры сейчас на подходе?

Павел Степанов: Для меня каждый выходящий российский фильм важен - и "Движение вверх", и "Собибор". Да, сборы могут отличаться в разы, но это не отменяет значимости каждой работы. И таких фильмов в 2019 году, мне кажется, будет немало: "Т-34", "Тобол", комедии "Семь ужинов", "Громкая связь"…

Вячеслав Тельнов: Сейчас проходят конкурсы компаний-лидеров. Было заседание сценарной группы, где рассмотрены их проекты. Конкурс еще не закончен, но мне кажется, через два года мы получим весьма зрелищные картины. Сейчас доля российского кино достигла 56,6% по сборам и 58,4% по посещаемости зрителей - это один из рекордов. Но этот уровень надо держать: впереди весна, лето, осень. Недавно вышла историческая драма "Тобол". Фильм очень хорошо поддержан в регионе, посмотрим, как он проявит себя в прокате. А впереди комедия Резо Гигинеишвили "Трезвый водитель", "Миллиард" Романа Прыгунова с Владимиром Машковым в главной роли, блокбастер Павла Лунгина "Братство" - афганская тема, к которой давно не возвращались, "Балканский рубеж", "Тайна печати дракона", "Вратарь Галактики". И хороший набор анимационных фильмов: "Гурвинек. Волшебная игра", "Большое путешествие", продолжение мультфильмов "Урфин Джюс", "Фиксики", "Иван-Царевич". И, конечно, "Союз Спасения" Андрея Кравчука и "Притяжение-2" Федора Бондарчука - они появятся уже к Новому году.

Позовите доктора

Не было ли у вас идеи пригласить из-за рубежа так называемого питч-доктора, который бы поучил наши киностудии, как правильно представлять свои будущие фильмы?

Ольга Любимова: Мы что, должны специально оплатить приезд некоего питч-доктора, который научит, как говорить правильные слова, чтобы получить на проект деньги? Я бы лучше посоветовала продюсерам и студиям серьезнее заняться своей профессией. Побеждает сильнейший, это и есть конкурс. Это как Скала Совета, к которой каждый приводит своего Маугли и защищает его. Плохо защитишь - Маугли не выживет.

Павел Степанов: Учтите: питчинг происходит после экспертного совета. Иными словами, есть система двойного отбора. Люди, представляющие свой проект, понимают, что эксперты уже прочитали сценарий, ознакомились с материалами, и питчинг - это, по сути дела, подведение черты. Он только часть огромной работы, которую Фонд кино и министерство культуры ведут с кинокомпаниями, пусть и самая яркая, кульминационная.

Основная задача: кинотеатры должны показывать 50 процентов российского кино. Здесь есть свои плюсы и минусы, но система заработала

Вопрос о квотировании зарубежного кино снят окончательно?

На экраны вышел фильм Гастона Дюпра "Шедевр"

Павел Степанов: Конечно, мы будем разрабатывать меры для продвижения российского кино и действовать согласованно с представителями индустрии. Но квотирование не самоцель. Главное - чтобы кино развивалось. Сейчас наше кино вызывает интерес у зрителей и вопрос квотирования остро не стоит.

После встречи министра культуры с представителями компаний - лидеров кинопроизводства заговорили о том, что будет меняться система продвижения российского кино за рубежом. Но, по словам министра, продажи увеличились в 10 раз - какие еще нужны перемены?

Павел Степанов: Мы это обсуждали с компаниями-лидерами - как можно повысить его эффективность. Были высказаны замечания и пожелания, но озвучивать их пока не стану, поскольку мы ждем предложений от компаний, какой они видят дистрибуцию наших фильмов за рубежом. Получим, обобщим - и тогда примем решение. Главные мировые кинорынки - это Берлин, Канны, Торонто, телерынки, и нужно понять, как более качественно продвигать на них российское кино. Этим занимаются и "Роскино", и сами кинокомпании, и Фонд кино, и дистрибьюторы, которые ведут определенные проекты. У"Роскино" сильные позиции на фестивалях, есть свои наработки. На рынках всегда есть общий стенд, где представлен ряд кинопроизводителей, есть свои стенды у кинокомпаний. Министерство культуры не видит оснований ограничивать эту деятельность - наоборот, надо ей способствовать, поддерживать ее, где можем. А уж дело производителей и дистрибьюторов думать, как лучше продвигать свои картины.

Картина для красоты

Вопрос из Самары от информационного агентства "Волга-ньюс": каковы тематические приоритеты в нашем кино? Министерство поддерживает конвейер фильмов, например про войну и про спорт. Нет ли опасности, что их количество растет в ущерб качеству?

Павел Степанов: Мы не видим такой опасности. Количество и качество - в данном случае для нас синонимы.

В российский прокат выйдет фильм "Сделано в Италии" Лучано Лигабуэ

Коллеги из газеты "Белгородские известия" пишут, что там невозможно было увидеть такие картины, как "Кислота" или "Человек, который удивил всех". Многие фильмы действительно идут в крупных городах, но большинству потенциальных зрителей недоступны - как быть с этим?

Вячеслав Тельнов: Есть программа по переоборудованию кинозалов, которая с 2015 года осуществляется Фондом кино и Министерством культуры. Изначально она задумывалась как социальная, то есть впервые за 30 лет государство обратилось к проблеме кинофикации страны, включая самые отдаленные ее районы. Но уже сейчас она вышла за эти рамки - оснащенные современным кинооборудованием кинозалы должны вливаться в общую индустрию кинопроката, показывая при этом 50 процентов российского кино. Система уже заработала и по количеству зрителей, и по количеству сеансов. В ближайшие шесть лет мы откроем еще 1200 залов. Сейчас поддерживаем кинозалы в населенных пунктах с численностью населения до 500 тысяч человек, а со следующего года будем поддерживать и в городах до миллиона. То есть - охвачены практически все регионы страны, и этот процесс будет развиваться. В течение года займемся развитием дистрибуции для этих кинозалов. Многие люди в стране вообще годами не видели новое российское кино и не знают, что оно собой представляет. Нам удалось сделать так, чтобы узнали. Есть проблемы с доставкой фильмокопий в небольшие труднодоступные населенные пункты - доставка контента выходит гораздо дороже, чем в итоге кинотеатр собирает на показе фильма. Фонд кино оказывает таким кинотеатрам поддержку. Рассматриваем новые возможности доставки, например, через систему спутниковой связи.

С развитием интернета зрительская аудитория перераспределяется - многие уходят на онлайн-платформы, и продюсеров это беспокоит. Как вы урегулируете этот вопрос?

Ольга Любимова: А мы не против, чтобы люди параллельно смотрели кино на онлайн-платформах. Вопрос, как это учитывать. Как узнать, что и сколько смотрят? Это можно измерить деньгами? Департамент кинематографии поддерживает арт-мейнстрим и артхаус, которые действительно потом выкладываются на онлайн-платформах. Мы радуемся успехам продюсеров таких фильмов, как "Довлатов". Радуемся, когда их на 7 миллионов рублей прокатали, на 30 - это абсолютная победа! Но при этом нам важно знать: эти картины просто так висят в интернете, для красоты? Или на них огромный спрос? Какая у них аудитория, какого возраста? Нужен механизм для аналитики.

Вячеслав Тельнов: Лидеры кинопроизводства предложили показы на интернет-платформах использовать в дальнейшем для классификации тех же компаний-мейджоров. Их волнует прозрачность онлайн-кинотеатров. Заработанные деньги такие кинотеатры точно не покажут, а сколько посещений - узнать можно. Так что, насколько я понимаю, и минкультуры будет заниматься этим вопросом, и, если нужно, - Фонд кино.

Фильмы и цифра

Вячеслав Николаевич, до того как возглавить Фонд кино, вы работали в Госфильмофонде. Как будет проводиться оцифровка старого архива?

Вячеслав Тельнов: Я в этом принимал непосредственное участие, и огромное спасибо министерству культуры, что откликнулось на проект Госфильмофонда. Поставлена задача оцифровать архив за четыре-пять лет, и выделены приличные деньги - 3,6 миллиарда рублей. Будет закуплено оборудование. Сейчас мощности Госфильмофонда хватает на оцифровку восьми картин в год. А их в архиве, вы знаете, огромное количество. Это важнейший национальный проект, на пути которого много трудностей. Это и обучение специалистов, и удаленность Госфильмофонда от Москвы - надо понимать, как люди будут туда приезжать. Проблем много, но главная решена - это вопрос финансирования.

Нет больше неигрового кино на телевидении! Проблема производителей не в том, сколько дадут государственных денег, а в том, что показывать фильмы негде

На церемонии вручения "Золотого орла" режиссер Сергей Мирошниченко сказал, что в самом тяжелом состоянии находится кино документальное.

Валерий Тодоровский объявил о начале съемок фильма "Гипноз"

Ольга Любимова: Это наша боль. Есть специфика игрового и неигрового кино. Когда Гильдия или Ассоциация неигрового кино интересуются нашим планом развития индустрии, в ответ можно высказать недоумение: такой план должен быть прежде всего у них. Это они должны "трясти" министерство, предлагать миллионы идей. В неигровом кино есть свои мейджоры, лидеры, люди, прокатывающие свои картины. Когда на "Золотом орле" вышли победители, снявшие замечательный фильм "Медведи Камчатки", первое, что сказал продюсер Мирошниченко: это не одной сменой снималось. У них был огромный бюджет. Они фанаты своего дела: искали средства, заработали в прокате. Министерство поддерживает порядка двухсот неигровых фильмов в год. Стоит еще и вопрос - где показывать. Нет больше неигрового кино на телевидении! Еще несколько лет назад я говорила производителям: ваша проблема не в том, сколько вам дадут государственных денег, а в том, что показывать фильмы будет негде. Линейки документальных фильмов на федеральных каналах закрываются одна за другой. Но все хотят денег, и немедленно. Нужно думать об индустрии - тогда будет результат. И не только министерству культуры, но и министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, курирующему федеральные каналы. Ведомства должны работать смежно,и причем не только они, но и производители: нужно уметь договариваться, должна быть коллаборация. В игровом кино это очевидно, потому что оно дорого. И, возможно, совместные проекты - это путь для продюсеров.

Вячеслав Тельнов: Студии документального кино есть - было бы желание снимать. Я девять лет проработал на студии документальных фильмов в Санкт-Петербурге. Мы снимали кино на кинопленку, и деньги были практически те же. Выезжали и в тайгу, и в Антарктиду. Все зависит от желания, сценария, идеи. А государственная помощь сейчас достаточно приличная.

Танки детям не игрушки

У вас есть программа поддержки детского кино, сейчас даже собираются выделить для него и анимации дополнительное финансирование...

Ольга Любимова: Очень ждем сценарии настоящего детского кино: не про детей, а для детей.

Декорации для фильма "Тобол" создали на основе работ ученого из Томска

Павел Степанов: Следует определиться: что такое детское кино? "Т-34" - детское кино? То есть дети должны смотреть этот фильм или нет? Если мы хотим воспитывать детей на позитивных примерах - это одна история. Если хотим сузить детское кино до историй про первоклассниц - другая. Сейчас много интересного происходит в сфере семейного кино, игрового и анимационного. Министерство всегда старается поддерживать любые проекты, связанные с детской тематикой. Сейчас Год театра, и я не могу не отметить, что заложены большие деньги на финансирование детских театров в течение ближайших трех лет. Вручены правительственные премии лучшим детским спектаклям - они были собраны со всей страны, был жесткий отбор, и в регионах нашли много интересного. Обеспечена поддержка детских театральных фестивалей.

Много пишут о кинокомпаниях, не вернувших взятые деньги. Какие иски удалось выиграть Фонду кино?

Вячеслав Тельнов: На сегодняшний день удалось путем деликатных переговоров даже с теми людьми, с кем трудно договориться (не будем называть известные имена) вернуть в фонд 380 миллионов рублей. Идут судебные процессы, заведомо выигрышные для фонда, но деньги получить с компаний достаточно сложно: они уже научились банкротиться. Список должников можно посмотреть на нашем сайте.

Одна из главных проблем нашего кино - дефицит профессиональных сценариев. Какие пути выхода из кризиса вы видите?

Ольга Любимова: Шансы выйти из него есть. У нас очень интересно все устроено: например, мода на арт-мейнстрим приходит из телевизора, а не из игрового кинематографа. Мы там видим даже сценарный бум. Эти сценаристы рано или поздно состоятся и в игровом кино. Да и теперь у меня бывают невероятно интересные встречи со сценаристами.

Стас Барецкий снимет в Петербурге фильм "Брат 3" с Вячеславом Дациком

На Культурном форуме в Петербурге объявлено о миноритарной поддержке кинопроизводителей в рамках копродукции. Когда будет конкурс?

Ольга Любимова: Уже этим летом - параллельно с конкурсом игрового кино. Уже сейчас продюсеры грозятся, что международных проектов будет много, что интерес снимать совместно с Россией есть. А дальше важно понять, насколько это совместное производство будет плодотворно для всех сторон. И насколько важна поддержка таких проектов министерством культуры.

Что изменится в политике проведения и поддержки кинофестивалей?

Ольга Любимова: Понятно, что 55 кинофестивалей, которые сейчас поддерживает министерство культуры, не должны представлять собой список, "отлитый в золоте". Каждый год на основании конкурса следует выбирать сильнейшие. Можно говорить и о том, что фестивали, возможно, в дальнейшем будут участвовать в питчингах, это обсуждается. Ведь фестивали меняются: одним нужна поддержка, другие справятся сами. Хорошие фестивали нужно поддерживать, плохие - зачем? Не лучше ли запустить еще одно игровое кино?

Только в "РГ"

"Дубль Дв@" пройдет в десятый раз

10-й юбилейный онлайн-фестиваль "Дубль Дв@" ежегодно в апреле проводит "Российская газета". Наш кинозал - весь мир: в интернете на сайте "РГ" можно будет смотреть фильмы, которые не получили проката, спектакли музыкальных театров страны.

Павел Степанов: Это очень хорошая инициатива, спасибо вам большое, что вы это делаете. Ведь традиционный выход в прокат - это всегда сложная история: нужно вкладываться в рекламу, в продвижение, в копии - расходы существенные. Естественно, не все хорошие картины попадают в кинотеатральный прокат. Ваш фестиваль позволяет привлечь внимание к фильмам, о которых мало кто знает, - очень важный проект, мы постараемся его поддержать.

Кино в цифрах

56,6 процента - доля российского кино в прокате в 2019 году

1200 кинозалов откроются в ближайшие шесть лет

3,6 миллиарда рублей выделено на оцифровку архивов Госфильмофонда

380 млн рублей возвратных средств удалось вернуть в Фонд кино

Наше кино