04.03.2019 20:37
Экономика

Зачем нужны экономические индексы и стоит ли им верить

Зачем нужны экономические индексы и стоит ли им верить
Текст:  Ольга Ефимова
Российская газета - Федеральный выпуск: №48 (7806)
В ресторане можно не только поужинать, но и узнать, что происходит с экономикой. Для этого просто посмотрите на официанток. "Индекс красивой официантки" придумал редактор New York Times Хьюго Линдгрен. Он заметил, что чем симпатичнее девушки с подносами, тем хуже идут дела в экономике, и наоборот. Линдгрен объяснил это тем, что в сложные времена трудно найти работу, поэтому все большему числу людей приходится соглашаться на непрестижную. К тому же в такие периоды богатые мужчины, стремясь сократить расходы, избавляются от содержанок, и те, не имея образования, вынуждены идти в официантки.
/ Reuters
Читать на сайте RG.RU

Вообще экономических индексов много - от таких вот полушуточных до вполне серьезных с более чем столетней историей.

Цена валюты по вкусу

"Первые индексы возникли для того, чтобы профессиональным инвесторам было удобно работать с ценными бумагами. Потом появилось много других индексов, менее "профессиональных". Сейчас есть индексы инвестиционной привлекательности стран, легкости ведения бизнеса, развития человеческого капитала", - рассказывает гендиректор аналитического агентства "БизнесДром" Павел Самиев.

Эксперты: Как войти в пятерку ведущих экономик мира

Есть те, что ближе к народу. Вас интересует инфляция? Посмотрите на индекс потребительских цен, который считает Росстат. На его сайте есть информация о том, как и на что изменились цены за разные периоды времени. Например, за год сильнее всего подорожали сахарный песок (на 30,9 процента) и яйца (26,9 процента). А подсолнечное масло и алкоголь выросли в цене незначительно (примерно на два процента).

Близко к нему стоит индекс цен производителей, который тоже выдает Росстат. Эти цифры показывают, как менялись оптовые цены производителей.

В Америке рассчитывается индекс менеджеров по снабжению (индекс PMI). Считается, что он чутко реагирует на любые изменения в экономике. Ведь люди, занятые закупками, раньше других чувствуют изменение спроса.

Есть индексы попсовее. Самый известный - индекс "Биг Мака", который уже больше 30 лет рассчитывает журнал Economist. Он основан на теории паритета покупательной способности. Ее суть в том, что на одни и те же деньги, пересчитанные по курсу одной валюты, можно купить одинаковое количество товаров. Условно: если что-то стоит у нас 20 рублей, а в США то же самое продается за 1 доллар, то и справедливый валютный курс будет 1:20. Таким товаром Economist выбрал бургер из "Макдоналдса", который продается более чем в ста странах. Точкой отсчета стала цена на американский бигмак.

В январе этого года в России он стоил 1,65 процента (110,17 рубля), а в Америке - 5,58 доллара. "Значит, рубль недооценен. Его справедливый курс - 19,74 рубля (если 5,58 доллара "стоят" 110 рублей, то доллар должен стоить около 20 рублей)", - сделали вывод экономисты.

Измерить радость

Есть рейтинги, которые измеряют настроение людей. Например, индекс потребительского доверия россиян, который вычисляет Всероссийский центр изучения общественного мнения. А еще индекс кредитного доверия россиян и их доверия к банковским вкладам того же авторства.

Сбербанк рассчитывает индекс Иванова, который должен помочь понять образ жизни российского среднего класса. В опросе участвуют больше двух тысяч человек из 164 российских городов, которые рассказывают, куда они тратят деньги, склонны ли к сбережениям, о своем семейном положении, доходах и т.д.

В индексе "Счастливая планета" богатые западные страны верхних строчек не занимают. Впереди планеты всей традиционно идет Коста-Рика

Социологи считают, что могут подсчитать даже уровень счастья. Во всяком случае Международный индекс счастья есть. Специалисты английского аналитического центра New Economics Foundation решили, что большинство людей хочет быть не богатыми, а счастливыми и здоровыми, и придумали в 2006 году, как можно это измерить.

В индексе "Счастливая планета" учитывается удовлетворенность жизнью, ожидаемая продолжительность жизни, степень неравенства в стране, экология. Богатые западные страны верхних строчек не занимают. Впереди планеты всей идут страны Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Традиционный лидер - Коста-Рика.

Коррупция? Нет, не слышали

Индекс экономического настроения рассчитывает НИУ "Высшая школа экономики". В опросе участвует 20 тысяч компаний из разных отраслей (промышленность, строительство, торговля, сфера услуг).

Туризм в России поддержит виртуальная экономическая зона

"Этот индекс строится не на статистических материалах, не на цифрах, а на мнении предпринимателей о том, как они оценивают состояние делового климата. Они отвечают на вопросы о производстве, спросе, численности сотрудников, загрузке мощностей и т.п., говорят о том, увеличился тот или иной показатель по сравнению с прошлым кварталом или уменьшился. Анкета простая, на ее заполнение уходит всего 5-10 минут", - рассказывает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович.

Он говорит, что тут бывают и сюрпризы. Однажды очень мало предпринимателей отметили коррупцию как фактор, который мешает их работе. Хотя сами социологи, и не без оснований, думали, что она займет одно из первых мест.

После опроса стали проводить "контрольный замер". Спросили бизнесменов: "Неужели коррупции нет?". Те сказали, что есть, конечно. "Так чего в анкете про это не написали?" - удивились социологи. Предприниматели ответили, что они этот момент ощущают уже как обыденность, у них есть на эти цели специальный фонд и специальные люди, которые умеют вести переговоры.

Смотри на женщин

Есть смешные индексы. Но не стоит относиться к ним несерьезно. Например, Леонардо Лаудер придумал индекс губной помады. Он в этом толк знает: косметическая компания Estee Lauder - его семейный бизнес. Так вот Лаудер заметил, что в периоды экономической нестабильности продажи помады растут.

Эксперты назвали российские регионы с самым высоким качеством жизни

Он объяснил это тем, что даже в трудные времена женщины хотят выглядеть красиво. Но на новое платье денег у них может не быть, а на косметику пара сотен всегда найдется. Вот они и начинают активнее покупать помаду.

Еще в трудные времена растут продажи консервов, потому что питаться так экономнее. А вот с шампанским наоборот. Когда в стране все плохо, его потребление падает.

В 20-х годах прошлого века американский экономист Джордж Тейлор вывел индекс длины юбки. "Чем короче подол, тем лучше идут дела в экономике", - без тени улыбки изрек он. Свой смелый вывод обосновал тем, что в тучные годы дамы могут покупать себе дорогие чулки, которые не стыдно и показать, надев мини. А если дела с финансами обстоят не очень хорошо, то дорогими чулками себя не побалуешь. Вот и приходится скрывать дешевые колготки под длинными юбками.

"Есть много индексов, которые кажутся несерьезными, но нередко за этой шуткой скрываются серьезные вещи. Такие индексы показывают связь между бытовыми явлениями и состоянием экономики. Они могут просигнализировать о грядущем кризисе раньше, чем это сделают официальные индикаторы", - считает Павел Самиев.

Биржи

По следам Доу Джонса

Самый старый индекс, которым пользуются до сих пор, - индекс Доу Джонса, появился в США в конце XIX века.

По нему определяют самочувствие промышленной составляющей фондовых рынков США. Наши индексы - РТС и ММВБ - появились более века спустя. Первым был РТС в 1995 году. Потом появился индекс МосБиржи. В нем учитывается цена акций тех же компаний, что и в РТС. Разница в том, что он рассчитывается на основе рублевых цен акций, а РТС - долларовых. "Они показывают динамику капитализации фондовой биржи. С их помощью можно увидеть, вырос или упал рынок за определенный период времени. И сделать выводы о том, что будет завтра", - комментирует финансовый аналитик Наталья Мильчакова.

Макроэкономика