Живут по средствам?
Аналитики агентства "РИА Рейтинг" опубликовали рейтинг субъектов, взяв за основу ранжирования уровень госдолга - его соотношение с объемом собственных доходов казны. В Черноземье только Тамбовская область нарастила объем госдолга. Эксперты отмечают, что абсолютные цифры в миллиардах рублей нельзя считать ключевым показателем. Важнее другое - какую долю заимствования они занимают в доходах казны без учета поступлений из федерального бюджета. Этот принцип можно проиллюстрировать на примере личного бюджета: если доходы гражданина достигают ста тысяч рублей в месяц, то долг в 10 тысяч для него будет не таким существенным, как для соседа, который зарабатывает 15 тысяч рублей.
Исходя из этого, самым "комфортным" в Черноземье можно считать госдолг Курской области: его уровень за прошлый год снизился до 22,5 процента от объема собственных доходов областной казны. При этом сумма долга за минувший год так и не изменилась, оставшись на уровне 9,26 миллиарда рублей, но за счет роста доходной части бюджета показатель стал падать.
В Липецкой области госдолг составляет 29 процентов от доходов. Он тоже снизился, но не только за счет роста доходов казны, но и из-за существенного падения уровня кредитной нагрузки. Объем банковских кредитов сократился почти в два раза, при том что обязательства по бюджетным заимствованиям и госгарантиям, которыми Липецкая область эффективно пользовалась, остались на уровне предыдущего года.
Долг Воронежской области тоже снизился до 377 процентов с 49 и составил 30,99 миллиарда рублей. Сокращения на более чем семь процентов удалось добиться за счет выплаты значительной части облигаций. Однако у региона все еще остаются коммерческие и бюджетные займы, и, несмотря на доходную часть, преодолевшую в нынешнем году отметку в 100 миллиардов рублей, суммы на обслуживание долговых обязательств существенны.
Единственным регионом Черноземья, который нарастил уровень госдолга за минувший год, стала Тамбовская область. И хотя увеличение составило лишь четыре пункта, а соотношение к объему собственных доходов не достигает и 72 процентов, региональные власти поспешили объяснить тенденцию. Примечательно, что рост задолженности обеспечили банковские кредиты, от которых большинство регионов активно избавляется, используя, в частности, их замещение на бюджетные займы, с небольшой процентной ставкой и длительным сроком возврата средств. Как отметили в администрации Тамбовской области, эти заимствования были необходимы - для реализации масштабных инвестиционных и социальных программ, которые в будущем должны сделать экономику более эффективной.
Жесткий режим
Орловская область оказалась в рейтинге на 83-м месте. Долговая нагрузка на регион остается высокой. Именно поэтому главный финансовый документ здесь приняли без дефицита - таково требование федерального центра для тех субъектов, где госдолг вырос до критической отметки. В Орловской области он составляет 18,1 миллиарда рублей, или 94,4 процента к собственным доходам казны. Важно, что большая часть заимствований - 40,3 процента, или 7,3 миллиарда рублей, - банковские кредиты. Еще почти треть объема долговых обязательств составляют бюджетные займы. Оставшаяся часть - облигации. Этим инструментом регион стал пользоваться не так давно, но относительно успешно. Облигации разместили по ставке купона 8,3 процента: получить коммерческий кредит на схожих условиях нереально. Срок погашения наступит лишь в 2022 году, и это позволит не только выиграть время, но и сэкономить десятки миллионов рублей при обслуживании госдолга. Несмотря на все сложности, орловцам удалось добиться снижения уровня госдолга - на начало прошлого года этот показатель превышал 106 процентов собственных доходов, а объем - сократился чуть более чем на процент. Это снижение нельзя назвать несущественным, ведь доходная часть казны немногим больше госдолга.
Белгородский прецедент
Любопытная ситуация складывается в Белгородской области. Еще несколько лет назад регион считался одним из наиболее закредитованных в России: долговые обязательства сравнялись с собственными доходами казны. Однако после этого белгородский бюджет стал стремительно избавляться от долговой нагрузки и за семь лет "сбросил" 13 миллиардов рублей.
Существенную часть госдолга сформировали государственные гарантии: поручительство области перед коммерческими банками за ключевых инвесторов. В те времена в регионе только появились агрохолдинги, создавать успешное производство было не на что. Залоговую базу предприятий считали недостаточной для новых кредитов, и поэтому власти решили воспользоваться госгарантиями. Позже белгородский бюджет стал сокращаться, в том числе и по не зависящим от региональных властей факторам: объединение горно-металлургических компаний в консолидированную группу налогоплательщиков лишило белгородскую казну миллиардов рублей доходов.
Чтобы исправить ситуацию, власти решили заменить часть коммерческих кредитов бюджетными. Постепенно исчезали обязательства по госгарантиям - инвесторы возвращали кредиты банкам. Только за минувший год Белгородская область на 17 процентов снизила объем госдолга - сейчас он составляет 44,9 процента вместо прошлогодних 65,6. И хотя снижение можно объяснить в том числе ростом налоговых платежей, в Минфине РФ привели и другие цифры. Так, сумма госгарантий бюджета снизилась почти до шести миллиардов рублей, облигационных займов - до 12,6 миллиарда. Помимо этого, осталось выплатить свыше девяти миллиардов банковских кредитов и более 4,5 миллиарда - бюджетных.
На сессии облдумы замглавы региона, курирующий финансовый блок, Владимир Боровик, комментируя увеличение общих параметров казны, анонсировал и снижение государственного долга на 2,3 миллиарда рублей.
- На 1 января 2020 года он составит 31,8 миллиарда рублей, - отметил Владимир Боровик. - Меньше чем за три года мы снизили объем госдолга на 13 миллиардов. Думаю, это неплохие показатели.
Наряду с этим в регионе утвердили обязательства перед Минфином РФ: за каждый день просрочки по бюджетным кредитам в течение двух недель будет начисляться пеня, а по истечении этого срока федеральный центр будет вправе списать всю задолженность единовременно.
Помощь федерального центра, а также наращивание собственных доходов и снижение неэффективных расходов позволили Костромской области существенно снизить объем государственного долга. По данным администрации региона, за первые шесть месяцев прошлого года госдолг удалось сократить более чем на 1,1 миллиарда - с 135 до 121 процента от собственных доходов. К концу года уровень госдолга упал до 115,2 процента, а к 1 января 2020-го власти намерены сократить долговую нагрузку еще на 20 процентов.
Как сообщил "РГ" председатель комитета Костромской облдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам Олег Скобелкин, на 1 февраля объем государственных заимствований региона составляет 20,459 миллиарда рублей. Это 114,5 процента от собственных доходов региона. Сегодня в структуре госдолга региона 58 процентов занимают бюджетные кредиты и 42 процента - кредиты коммерческих банков. Затраты на их обслуживание по итогам года должны составить 793,938 миллиона рублей. На начало года эта цифра составляла 709,617 миллиона.
В декабре прошлого года депутаты регионального парламента приняли областной бюджет на 2019 год и плановый период до 2022-го. Главный финансовый документ был утвержден с беспрецедентным уровнем доходов - 32,5 миллиарда рублей. Эта сумма оказалась на 7,1 миллиарда, или на 28 процентов, выше прогнозов, утвержденных при рассмотрении бюджета в первом чтении. Благодаря помощи федерального центра регион, самостоятельно зарабатывающий чуть более 17,7 миллиарда рублей в год, получил 14,7 миллиарда безвозмездных поступлений. Эта помощь почти в два раза выше первоначально распределенной региону суммы.
Значительная доля целевых трансфертов из федерального бюджета будет направлена на решение задач, определенных указом президента о национальных целях. Наибольшая сумма дополнительно распределенных средств будет вложена в дорожную деятельность. Кроме этого, дополнительные субсидии пойдут на софинансирование строительства здания онкодиспансера в Костроме, развитие сельского хозяйства, выплату семьям при рождении третьего ребенка, на строительство новых школ и развитие материально-технической базы детских поликлиник. Дополнительные средства потратят на поддержку малого и среднего предпринимательства и программы формирования современной городской среды, а также на модернизацию объектов водоснабжения.