Убрали лишнее
Самым первым "звоночком" для мелких торговцев стал запрет на продажу пива в ларьках, что сильно ударило по оборотам их владельцев. Потом из палаток исчезли сигареты, сделав этот бизнес еще менее рентабельным. А затем нестационарные торговые объекты (НТО) начали убирать с улиц. Так, в Калуге городская управа в феврале 2014 года разослала предпринимателям уведомления о расторжении договоров аренды земельных участков и о сносе ларьков, павильонов, палаток.
- Мы долго боролись с этим явлением. Ведь в палатках торговали ночью некачественной просроченной продукцией, контрафактным алкоголем, иногда даже самогоном. Много сил, энергии, средств потратили, чтобы почистить город от неуправляемой торговли, - отметил заместитель председателя городской Думы Калуги, председатель Общественного совета при городском голове Калуги по развитию малого и среднего предпринимательства, член Совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Калужской области Сергей Павлов.
По его мнению, мобильная торговля актуальна для отдаленных районов, где нерационально размещать большие магазины - нет достаточного количества покупателей. Но и там это должны быть современные павильоны или автолавки. "А центр городов опять этим всем занимать не вижу необходимости", - подчеркнул Сергей Павлов.
В соседней Туле, как и в Калуге, предприниматели активно протестовали несколько лет назад, когда мэрия начала расторгать с ними договоры аренды. Тем не менее все, что не вписывается в созданную схему размещения торговых точек - это более тысячи палаток, - власти постепенно демонтировали.
Потребность осталась
Сегодня бурные страсти утихли, а торговые точки в шаговой доступности видоизменились и все же остались. Так, в спальных районах Тулы обосновались тонары, как правило, торгующие продукцией непосредственно от производителей. Квартиры на первых этажах жилых домов переоборудовали в небольшие магазинчики. Но судя по тому, как часто меняются профили этих торговых точек, выживать этому бизнесу не очень просто.
- Когда с улиц Тулы убрали мелких торговцев и оставили только крупные торговые сети, ситуация с обеспечением жителей товарами первой необходимости не улучшилась, - считает председатель Тульского регионального отделения "ОПОРЫ России" Михаил Глухов. - Да и предпринимателям от этого, конечно, легче не стало. Чтобы мы ни говорили, местным производителям продуктов питания войти в крупные сети по-прежнему не удается - логистика ретейла требует больших объемов, упаковки и тому подобного. Фермеры обеспечить это не могут. Но они могли бы продавать свою продукцию напрямую в тех самых нестационарных торговых точках. Сегодня мы видим, что появляются новые формы такой торговли. Так, собственники многоквартирных домов выделяют место на своей территории под палатку молочника или тонар булочника.
К слову, возвращать продажу табака и алкоголя в киоски минпромторг не планирует. В них, по словам замглавы ведомства Виктора Евтухова, станут реализовывать товары повседневного потребления. При этом у каждого ларька будет своя специализация, которую определит предприниматель.
Но вопрос качества продукции, продаваемой в таких НТО, остается пока открытым, считает зампредседателя гордумы Калуги Сергей Павлов.
- Кто и как будет контролировать киоски? Мы добиваемся, чтобы в продаже были только сертифицированные продукты, но это сложно обеспечить в малоформатной торговле, - подчеркивает Сергей Павлов. При этом он напоминает о бурном развитии интернет-торговли, которая, по его словам, уже конкурирует со стационарными магазинами. К тому же активно развивается такой вид торговли, как доставка заказов на дом. По его мнению, на улицах городов могла бы быть актуальной сезонная мобильная торговля. Например, продажа мороженого летом.
Не сворачивались
В Рязани развитие малоформатной торговли городские власти считают одним из своих приоритетов. Запрет реализации алкогольной продукции и табачных изделий в уличных киосках здесь не привел к сокращению количества НТО. Их внешний вид начали приводить в порядок в соответствии с едиными архитектурными требованиями, установленными еще в 2012 году. А в 2017-м правительство Рязанской области разработало нормативы обеспеченности населения площадью нестационарных торговых объектов. Места в соответствии с нормативами выделены, но примерно треть из них пока не задействована. Так что развиваться есть куда. И бизнес предложением пользуется. Так, количество точек мелкорозничной торговли в Рязани не только не сократилось, но и выросло - в прошлом году их стало на 48 единиц больше. Более того, за последние пять лет на потребительский рынок пришли предприниматели, реализующие новые виды продукции и внедряющие новые формы торговли в НТО. Это производство и продажа "горячего" хлеба на месте его изготовления, составление цветочных композиций по заявке потребителя и их доставка на дом.
"Все это позволяет расширить каналы сбыта производимой на территории области продукции, что, в свою очередь, влечет за собой рост производства и позволяет ввести в оборот значительные резервы продукции малых и средних производств, фермерских и крестьянских хозяйств. В связи с этим в городе никогда не стоял вопрос об искусственном сокращении объектов малоформатной торговли, несмотря на значительное превышение нормативов обеспеченности населения торговыми площадями", - пояснили в Рязанской мэрии.
Впрочем, представители малого и среднего бизнеса считают, что все не так безоблачно. По словам члена рязанского отделения "Деловой России" Артура Атакишиева, сети выдавливают с рынка местных предпринимателей. Предлагаемое нововведение, на его взгляд, вряд ли существенно отразится на пополнении городской казны, но бизнесменам поможет.
- Люди не могут выставить свой товар - просто негде. А товар есть, малый и средний бизнес производит много очень даже неплохой, самой разнообразной продукции, в том числе качественное продовольствие, - уверяет Артур Атакишиев. - Мы готовы работать в любых условиях. Но не получится ли так, что самые хорошие места достанутся тем, кого власти считают своим?
В целом бизнес приветствует инициативу минпромторга возвратить на улицы городов НТО. По словам Михаила Глухова, предприниматели готовы работать в таком формате, главное - определить "правила игры". Нужен грамотный, согласованный с предпринимательским сообществом подход и в разработке схем размещения НТО, и их архитектурного облика.
Виктор Евтухов, заместитель министра промышленности и торговли России:
- Наши крупные торговые сети занимают 30-40 процентов рынка. Но сегодня производителей, которые хотят представить свои продукты на полках торговых сетей, гораздо больше, чем самих сетей и их магазинов. Если сравнить развитие нашей внутренней розничной торговли с зарубежным опытом, то у нас в два раза меньше торговых площадей на тысячу человек, чем во многих европейских странах. А малая нестационарная розница - важнейший формат торговли, он существует везде. Со вступлением закона в силу одних только автолавок может появиться не менее 50 тысяч. Это дополнительная загрузка автопрома. Вдобавок инвестиции в мобильные форматы составят несколько сотен миллиардов рублей. Плюс будет развиваться вся сопутствующая инфраструктура. Малая нестационарная розница дает рабочие места не только в торговле, но и в смежных сферах. По оценкам экспертов, развитие нестационарной и мобильной торговли дополнительно создаст до 250 тысяч рабочих мест.