Спрятали на 300 лет
Отсюда до моря каких-то пару сотен метров и примерно столько же до стен средневековой Генуэзской крепости. Мы в древней части Феодосии, ее Старом городе, между двух оборонительных стен. Некогда в городе было 60 кварталов, и его жители говорили на 35 языках. Город окружали два мощных рубежа обороны, насчитывавшие 51 башню, а Феодосийский залив вмещал до 700 парусных и гребных судов. Когда-то в Феодосии было 50 храмов разных конфессий, сегодня их осталось восемь, и самые древние из них сосредоточены здесь, в старом городе.
Поворот ключа, и мы в церкви Святого Дмитрия Солунского, построенной в XIV веке местной греческой общиной. Она совсем небольшая, всего 7 на 8 метров, внешне очень скромная и даже аскетичная, но настоящее ее сокровище находится внутри. На алтарной апсиде храма сохранился большой фрагмент фрески с библейскими сюжетами. Роспись сильно пострадала, но даже в этом ее состоянии осталась часть изображения тайной вечери, лик Богородицы и Христос на троне. Хорошо сохранились фигуры трех апостолов, только их лица стерты. На противоположной от алтаря стене также остались фрагменты фрески со сценами страшного суда, но их состояние значительно хуже.
- Сейчас даже трудно сказать, что нанесло больший урон росписи - османское владычество или период советского атеизма, - говорит помощник благочинного Олег Павлов.
В 1475 году турки взяли Кафу, установив в городе свое владычество на долгих 300 лет. Спасая христианскую реликвию, служители церкви, вероятно, забелили фрески в храме, и на столетия роспись исчезла от посторонних глаз, словно спряталась от мучителей. А в 1771 году город взяли русские войска, в храме возобновились службы, и случилось чудо. Кто-то из прихожан заметил под побелкой смутные черты. Часть извести стерли, и тогда стало понятно, что под ней скрывается. Фреску вернули к жизни.
"Мы ее снимем и увезем"
Увы, за последнее столетие роспись и сам храм приходилось спасать чаще, чем можно было представить. Говорят, что еще в начале ХХ века фреска в церкви оставалась до середины стен. После землетрясения 1927 года в алтарной апсиде образовалась трещина. Феодосийские художники Константин Богаевский и Николай Барсамов законсервировали часть росписи. Но больше чем от стихии храм страдал только от людей. В советское время здесь находился склад ГСМ рыбацкой артели. Следы от въевшегося в камни мазута до сих пор видны на полу. А когда ушли рыбаки, на десятилетия храм забросили. Только в 1995 году обветшавшее, с протекающей крышей здание передали православной общине. Вода сочилась по стене в алтаре. Тогда на глазах у верующих отвалился большой кусок штукатурки с росписью. Надо было срочно спасать и храм, и фреску.
- У нас ведь странное законодательство, пока памятник разрушается у всех на глазах, до этого никому нет дела. Но стоит что-то сделать для его спасения, можно оказаться на скамье подсудимых, - вспоминает Олег Павлов. - Мы на свой страх и риск перекрыли в церкви крышу, чтобы остановить потоп, и тут сбежались все: прокуратура, милиция, городские власти. Как же так, мы не имели права это делать!
В общем, отбиваться пришлось уже от чиновников. Но на этом напасти не закончились. Прихожанам и священнослужителям еще предстояло встретиться с мошенниками высокого полета. В 2010 году пять редких фресок из византийского храма Палеопанайя с острова Эвбея к северо-востоку от Афин, были возвращены Интерполом министерству культуры Греции. В 1978 году их похитили неизвестные. При этом три шедевра из восьми украденных были разбиты и навсегда утрачены. Остальные нашлись в 2006 году во владении известного итальянского коллекционера, который держал их в своей галерее в Базеле. Феодосийцы и подумать не могли, что им придется столкнуться с чем-то подобным.
В 1996 году, когда община храма отбивалась от чиновников, латала крышу и думала, как им спасти национальное достояние, в Феодосию приехали неизвестные визитеры, представившиеся реставраторами из Киева.
- У этих мошенников были украинские документы, со всеми печатями, но мы же понимаем, что работать с фресками может далеко не любой реставратор. Их во всей стране по пальцам одной руки можно пересчитать, и каждый из них известен. Этих людей в их числе не было, - вспоминает Олег Павлов. - Они нам сказали: фреска здесь пропадет. Давайте мы ее аккуратно снимем, увезем в Киев, и там она будет экспонироваться в особом температурном режиме, под стеклом, ее увидит весь мир. Но мы им не дали этого сделать, просто не пустили на порог. Появись они на полгода-год раньше, мы бы эту фреску утратили навсегда.
О том, что за древними византийскими росписями идет настоящая охота международной мафии, феодосийцы узнали позже.
Слово за ЮНЕСКО
В сентябре 2012 года в Феодосии прошла научная конференция под председательством заместителя гендиректора ЮНЕСКО по вопросам культуры Франческо Бандарина. Речь шла о включении крымских памятников в список объектов мирового культурного наследия. Феодосия видела в этом статусе как минимум два объекта: Генуэзскую крепость и фреску церкви Святого Дмитрия Солунского. Франческо Бандарин остался впечатлен увиденным, напомнив, что достижению поставленной цели предшествует долгий путь. После этого в город приехали реставраторы Софии Киевской и полтора года работали над консервацией фрески. Всех, конечно, интересовал вопрос, действительно ли ее автор сам Феофан Грек? О том, что великий живописец был в средневековой Кафе и расписывал здесь храмы, достоверно известно из письма монаха Епифания Премудрого. Время пребывания византийского иконописца в городе и примерный возраст постройки церкви совпадают. Но та ли это церковь, ведь есть данные о 13 греческих храмах в Кафе? Работал ли над фреской сам Феофан Грек или это были его ученики, точного ответа пока нет. Экспертам еще предстоит разгадать это.
- Реставраторы из Софии Киевской сначала сомневались, что эта фреска именно его кисти, - говорит Олег Павлов. - Но потом, поработав, сказали: три краски, которые смешивал только Феофан, здесь присутствуют.
Увы, в 2014 году представители ЮНЕСКО оборвали все контакты с Крымом, так и не завершив начатое. В 2016 году муниципальные власти города попросили специальное учреждение ООН по вопросам образования, науки и культуры не ставить политику выше общечеловеческих целей организации и вернуться к диалогу. Тогда ответа не последовало.
Но в октябре минувшего года на очередной сессии исполком ЮНЕСКО принял резолюцию о возможной поездке мониторинговой миссии в Крым в апреле 2019 года. Конечно, если визит состоится, вряд ли миссионеры сразу возобновят прежние проекты, но первый шаг всегда важен. А феодосийцы верят, что Феофан Грек оставил им часть своего бессмертного наследия.
Из письма Епифания Премудрого Кириллу Тверскому (написано после 1413 года):
"Когда я был в Москве, жил там и преславный мудрец, философ зело искусный, Феофан Грек, книги изограф опытный и среди иконописцев отменный живописец, который собственною рукой расписал более сорока различных церквей каменных в разных городах: в Константинополе, и в Халкидоне, и в Галате, и в Кафе, и в Великом Новгороде, и в Нижнем".
Между тем
По просьбе экспертного сообщества, феодосийцы сделали несколько сотен снимков фрески и ее отдельных фрагментов. Все материалы отправили в Нижний Новгород. Именно там находится единственная работа, авторство которой бесспорно принадлежит Феофану Греку. Там же трудятся главные специалисты по фресковой живописи. Слово за экспертами.