Наиболее активно в Восточной Европе политика "национализации" исторической памяти реализуется в современной Польше. Помимо продолжающейся в этой стране кампании по сносу "памятников благодарности" советским воинам, ещё одной откровенно русофобской акцией современных польских властей стал отказ допустить российскую сторону к созданию новой концепции музея концлагеря Собибор. Россия ещё четыре года назад получила приглашение принять участие в этом международном проекте от Израиля, Нидерландов и Словакии, также участвующих в его реализации. Однако польская сторона чинила всевозможные препоны на организационном уровне вплоть до лета 2017 года, пока наконец Варшава официально не уведомила российскую сторону о том, что на заседании Международного управляющего комитета проекта решено "продолжать сотрудничество в прежнем составе", то есть без России.
Концлагерь на территории Польши, близ станции Собибор, нацисты устроили для уничтожения евреев, которых свозили сюда с оккупированных территорий. За тем, чтобы машина смерти работала бесперебойно, следил лично Гиммлер. Здесь в газовых камерах погибли 250 тысяч евреев из Польши, Нидерландов, Франции, Чехословакии и СССР. Уже один этот факт является веским основанием для участия России в реализации проекта.
Более того, 14 октября 1943 года произошёл единственный в истории успешный массовый побег узников из Собибора. Человеком, который спланировал и возглавил операцию, был красноармеец - лейтенант Александр Печерский. Во время побега из лагеря на свободу вырвались более 300 узников. Большинство из них нацисты сумели найти в окрестных лесах и уничтожить, но 53 участника восстания, в том числе и сам Печерский, сумели спастись.
После побега лагерь смерти был стёрт с лица земли. Однако в музее Собибора до последнего времени не было даже стенда, рассказывающего о подвиге Александра Ароновича Печерского.
Совсем недавно история с созданием постоянной музейной экспозиции в Собиборе получила дальнейшее развитие: в январе 2019 года Национальный музей в Майданеке (филиалом которого является Собибор) объявил открытый конкурс на создание дизайн-проекта экспозиции.
Разумеется, наш музей по целому ряду причин не мог остаться в стороне. В частности, у нас есть опыт успешной реализации проектов, схожих по масштабу и тематике с Собибором. Напомню, что совсем недавно - весной 2018 года - на территории мемориального комплекса "Катынь" в Смоленске открылась созданная при поддержке Министерства культуры России и Российского военно-исторического общества постоянная музейная экспозиция "Россия и Польша. ХХ век. Страницы истории", рассказывающая об истории российско-польских отношений в ХХ - начале XXI века, а также о трагедии расстрелянных в 1940 году польских офицеров и захороненных на территории Катынского леса советских граждан - жертв политических репрессий конца 1930-х годов.
Однако к организации конкурса с самого начала возникла масса вопросов. Во-первых, полное описание условий конкурса было размещено только на польской версии сайта Майданека; кроме того, всю документацию участники должны были предоставлять исключительно на польском языке, хотя конкурс был назван открытым, то есть предполагающим международное участие.
Во-вторых, сами условия конкурса, требования к исполнителю, были сформулированы крайне расплывчато, видимо, для того чтобы иметь возможность отклонить по формальным причинам неугодные заявки. Например, отсутствовал точный список предоставляемых документов, что в итоге было использовано организаторами конкурса для того, в частности, чтобы отклонить нашу заявку.
В-третьих, поляки несколько раз переносили сроки предоставления документов и подведения итогов рассмотрения заявок.
Несмотря на всё вышеперечисленное, наш музей сумел собрать все возможные справки и документы, перевести их на польский и доставить в Люблин, где располагается Музей Майданека. Причём после получения замечаний от организаторов наш сотрудник ездил в Люблин повторно, чтобы лично передать требуемые документы.
Однако, несмотря на это, как мы, впрочем, и предполагали, наша заявка не была принята. Причём в отказе приведены совершенно абсурдные претензии в том, что мы не предоставили однозначного по своей сути свидетельства, подтверждающего отсутствие задолженностей по уплате налогов и процедуры банкротства организации. Учитывая, что музей предоставил письмо соответствующего содержания из Министерства культуры, а также справку из налоговой инспекции, возникает вопрос: что же за свидетельство требуется организаторам конкурса? Письмо или справка из Всемирного банка?
Кроме того, в отказе сказано, что Музей не предоставил доказательств наличия у нас опыта успешной организации выставочных проектов на сторонних площадках - выходит, благодарственные письма из посольства России во Франции и Постоянного представительства России при Совете Европы в Страсбурге, по мнению коллег из Майданека, таковыми не являются.
Очевидно, что, несмотря на все громкие заявления об открытости и готовности к диалогу, на деле ни о каком сотрудничестве речь не идёт: современные польские власти не готовы допустить российские музеи (а кроме нашей отклонены были заявки из Музея Победы и Российского военно-исторического общества) даже к участию в конкурсе на создание художественного решения, не говоря уже о научной концепции музея в Собиборе.
В итоге музей, посвящённый трагедии и подвигу узников нацистских концлагерей, которые располагались на территории современной Польши и были освобождены Красной армией, будет создан без какого-либо участия России.