16.04.2019 17:35
Культура

Королевская музыка в хоровом исполнении прозвучит в “Зарядье”

Текст:  Татьяна Эсаулова
Программу, получившую название "Музыка английских королей", исполнит 19 апреля известный российский вокальный ансамбль "Интрада" под руководством Екатерины Антоненко. Концертом будет дирижировать один из ведущих британских хоровых дирижеров Питер Филлипс.
/ Пресс-служба ансамбля "Интрада"
Читать на сайте RG.RU

Накануне события Екатерина Антоненко дала интервью "Российской газете": 

Какую музыку слушали английские короли? Что вы собрали в эту программу? 

Екатерина Антоненко: Это разная музыка: от Джона Шеппарда (первая половина XVI столетия) до сочинений нашего современника, одного из ведущих композиторов Великобритании, сэра Джона Тавенера, ушедшего из жизни недавно, в 2013 году. 

Будет звучать и духовная музыка Ренессанса. В те времена было своего рода "соревнование искусств": потрясающая живопись, великолепие архитектуры, красивая музыка. По большей части, это духовная музыка, созданная для монархов композиторами и певцами самого престижного английского хорового коллектива - Королевской капеллы. Кроме того, Питер Филлипс будет сопровождать исполнение небольшими комментариями. А он человек очень разносторонний, с большим чувством юмора и делает это потрясающе!

Сергей Полунин представит первый детский балет в "Зарядье"

У "Интрады" сложился особый контакт с этим известным британским музыкантом? 

Екатерина Антоненко: Да, мы сотрудничаем много лет. Познакомились в 2007 году на "Декабрьских вечерах". Через какое-то время у меня появилась возможность поехать в Лондон, и я была приглашена на репетицию его ансамбля. Питер выразил желание дать мастер-класс в Москве. С тех пор примерно раз в году "Интрада" поет под руководством этого замечательного дирижера. Питер Филлипс дал нам ключ к исполнению ренессансной музыки, развил к ней вкус. 

В чем особенности хорового исполнения такой музыки?

Екатерина Антоненко: Это, прежде всего, ответственность каждого певца, ведь речь идет о полифонии, где каждый голос имеет самостоятельное развитие. Очень важен рельеф хоровой фактуры, а он может появиться, только если каждый голос поет свою линию максимально выразительно и ярко. Если этот принцип переносить на хоровое пение вообще, – от этого звучание только выигрывает. В России, напротив, в основном, принято, что в хоре нужно подстраиваться, не выделяться, "припеваться". Филлипс же показал нам абсолютно другой взгляд на хоровое пение. И так можно петь не только ренессансную музыку. 

В Германии я училась также у английского дирижера Маркуса Крида. Он руководит ведущими хорами в Европе и воспитывает в своих учениках близкую Филлипсу определенную подачу звука.

Дальнобойщик из Москвы покорил улицы игрой на древнем инструменте

В чем особенность английской хоровой культуры в сравнении с русской?

Екатерина Антоненко: Наверное, как в том замечательном английском анекдоте про газон: как получить идеальный? Это просто, 500 лет коси и получишь… (смеется). Но если говорить серьезно, у английского хора звук очень сильно отличается. И тут миллион причин! В английской культуре сохранилась система образования, которая начинается с самого низшего звена – с церковного хорового пения. Сила – именно в этом. Это как раз то, что было разрушено в России, ведь до революции у нас была в чем-то аналогичная система. Я была поражена звучанием голосов хора мальчиков в Соборе Святого Павла в Лондоне. Высочайший уровень! 

Есть разница между современным существованием церковных хоров в Англии и в России?

Екатерина Антоненко: Как рассказывал мне, например, руководитель хора мальчиков Собора Святого Павла Эндрю Карвуд, с раннего детства мальчики живут при Соборе на полном пансионе. Каждый день они поют на службе, постоянно узнают новую музыку. Здесь есть неограниченные возможности для репетиций и занятий с учениками... В итоге уровень отдельно взятых певцов, воспитанных в такой системе, настолько высок, что репетиционное время для них – в нашем понимании – просто отсутствует. Если посмотреть на нашу хоровую будничность глазами европейца, в России – огромное количество коллективов, которые имеют государственное финансирование. Это большая роскошь. В Англии – один единственный хор на всю страну получает финансирование от государства, это BBC Singers, при этом в основном составе хора 16 человек! 

Парк "Зарядье" получил спецприз MIPIM в Каннах

По мнению Георгия Свиридова, хоровое пение – это первооснова всего музыкального искусства?

Екатерина Антоненко: Мне сложно судить, потому что я очень люблю хоровую музыку. С самого раннего детства звук хора для меня – самый привлекательный, и сейчас, когда слышу чисто и красиво спетый аккорд, получаю огромное удовольствие. Если вернуться к английской хоровой культуре, то можно заметить, что практически любой знаменитый дирижер, будь то Джон Элиот Гардинер или Тревор Пиннок, пришел в музыку из системы церковных хоров. Гардинер, например, когда пел в хоре Королевского колледжа в Кембридже, учился там отнюдь не музыке, а истории и арабскому языку. Эти факты наглядно иллюстрируют высказывание Георгия Свиридова. 

Справка "РГ"

Программа "Музыка английских королей" прозвучит 19 апреля в Малом зале Концертного зала "Зарядья". Концерт проводится Отделом культуры и образования Посольства Великобритании в Москве при поддержке Британского Совета.

Классика Москва Столица