19.05.2019 09:00
Культура

Карен Шахназаров: Как поставить город в павильоне

Карен Шахназаров: Как поставить город в павильоне, и что делает человек в быке
Текст:  Андрей Васянин Сергей Куксин
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №103 (7861)
Кино - это фабрика не просто грез, но грез, которые надо уметь сохранять. Тогда и грезы былых времен не уходят в прошлое, а продолжают оставаться актуальными и увлекательными.
Читать на сайте RG.RU
Карен Шахназаров: как поставить город в павильоне и что делает человек в быке

Карен Георгиевич Шахназаров, генеральный директор киноконцерна "Мосфильм", вспоминает, что, оценив однажды со своей командой огромное мосфильмовское собрание артефактов советского кино - реквизита, костюмов, исторических авто, - понял, что история киностудии заслуживает хотя бы небольшой экспозиции. Когда ее организаторы перестали справляться с потоком посетителей, при студии создали музей и экскурсионное бюро. Сегодня в музей "Мосфильма" приходят около 100 тысяч посетителей каждый год.

...Это одновременно и выставка антикварной утвари, и музей исторического платья, и гараж раритетных авто от "Роллс-Ройса" 1913 года до "Мерседеса" 1938-го, интересных не только возрастом, но и тем, что их баранки крутили Смоктуновский, Тихонов и Папанов, а из окон стрелял Высоцкий. А неподалеку выстроено сразу несколько старинных городов, так похожих на настоящие, что не сразу понимаешь, что эти стены - не кирпич, а гипсокартон.

Карен Шахназаров: как поставить город в павильоне и что делает человек в быке

Многие экспонаты пришли в этот музей из картин Карена Шахназарова, не только гендиректора "Мосфильма" и одного из создателей музея, но и кинорежиссера. И потому лучшего экскурсовода по музею "Мосфильма" нам, конечно, было не найти.

...Когда 49 лет назад на экраны вышел фильм Эдмона Кеосаяна, то по Москве пошла легенда: Алмазный фонд передал "Мосфильму" настоящую корону Российской империи - уж очень ярко она сверкала. Она и в зале Музея переливается сейчас так, что мимо нее не пройдешь.

Каннская программа Cinefondation прогнозирует будущее мирового кино

Корона Российской империи

Красиво, да? Но настоящий бриллиант на пленке так не сверкает, он выглядит как обычное стекло. А вот чешское стекло на свету играет прекрасно, потому в кино все драгоценности сделаны из него, и эта корона в том числе. Ее можно увидеть также на голове Джулии Ормонд в фильме "Молодость Екатерины", она также украшает постер сериала "Романовы".

Макеты для комбинированных съемок

Был у нас когда-то цех комбинированных съемок и при нем - макетный цех, где делали вот такие макеты танков, поездов, самолетов. Узнаете Ту-154 из "Экипажа" Митты? А вот маленький поезд из "34-го скорого" - на окне огонь нарисован. Был на "Мосфильме" и покрасочный цех, там красили ткани, которые сейчас продаются в любых количествах, был цех точной механики, где умельцы переделывали нашу технику под импортную... Новые технологии упразднили эти производства.

"Волга" из "Бриллиантовой руки"

А вот одна из автозвезд нашего кино. Героиня и "Берегись автомобиля", и "Бриллиантовой руки", в ней можно увидеть и Олега Ефремова в "Трех тополях на Плющихе". И я ее в серый цвет перекрашивал в "Ядах, или Всемирной истории отравлений". Зачем перекрашивал? А чтоб кадр получился. Мне нужен был серый цвет. Цвет кадра так же важен, как и костюмы, и реквизит, все должно вместе смотреться так, как нужно режиссеру. Иногда нужно перекрасить машину, чтоб подчеркнуть тон платья.

Диван из "Войны и мира"

Еще один раритет - он из усадьбы XVIII века, то есть абсолютно соответствует времени, о котором снимался фильм. В картине он стоял в доме Болконских. Наши реставраторы обновили обивку, а внутри все тот же конский волос. Он долговечный, хоть и сидеть на таком диване, говорят, жестковато - это должен был знать Анатолий Петрович Кторов, он играл старого князя Болконского.

На фестивале "Виват кино России!" покажут более 80 фильмов

Грузовик "Магирус"

107 лет этой машине - на таких "Магирусах" ездили немцы в Первую мировую. У него и корпус 107-летней давности, и движок, и даже литые каучуковые шины ни разу не менялись. Они, видите, все потрескались, но при этом отлично идут по гвоздям, доскам и гравию. Правда, когда этот движок работает, разговаривать рядом практически невозможно - очень уж громко ревет.

Карета Калиостро

Это ее молодой барин уговаривал кузнеца в "Формуле любви" чинить как можно дольше, чтоб не уезжал граф Калиостро. ("За день починишь?.. А за два?.. А за пять?.. А за десять?" - "За десять одному не справиться, помощник нужен". - Ред.) Карету снимали еще в "Войне и мире": на ней Наташа Ростова покидала Москву во время пожара. XIX век, а выглядит благодаря нашим реставраторам как новая.

Танки из "Белого тигра"

Карен Шахназаров: как поставить город в павильоне и что делает человек в быке

Сам Белый тигр знают все, кто видел фильм. А вот этот танк, американский M3 General Lee, участвовавший в наших кинобоях, заметили только специалисты. Между тем это точная копия редкого танка, поставлявшегося по ленд-лизу, - до последней заклепки сделанная уникальным мастером-энтузиастом из-под Новосибирска Вячеславом Веревочкиным, собиравшим танки военной эпохи для кино и не только. Все остальные танки, которые вы видите в фильме, приписаны к нашей военно-технической кинобазе и почти все - участники войны.

Декорации старой Москвы и Санкт-Петербурга

Прогулки со звездой Прогулки со звездой Прогулки со звездой Прогулки со звездой

А у вас под ногой настоящий булыжник. Эта старая Москва была построена в 2003-м для "Всадника по имени Смерть", по булыжнику ходили Борис Савинков - Андрей Панин, Азеф - Дмитрий Дюжев, ездили пролетки. Строили на совесть, с соблюдением деталей - эпоха должна в кино воссоздаваться скрупулезно, иначе не поверят, и тут, по-моему, все удалось. Декорацию Людмилы Кусаковой мы не стали разбирать, оказалось, что тут, меняя вывески и цвет стен, можно воссоздать и русскую провинцию, и старый Тифлис, и города 80-х, и даже Париж! Мы тут построили и старый Петербург. По-моему, очень похожий на настоящий! Таким образом, у кинематографистов появилась уникальная возможность снимать в одном месте обе старые столицы. В этих декорациях снято уже снято 100 картин - "Бедная Настя", "Статский советник", "Мертвые души", "Доктор Живаго"...

Технология

Гипсовые маски

Карен Шахназаров: как поставить город в павильоне и что делает человек в быке

Да, они очень похожи на посмертные, но пугаются тут только экскурсанты. Для кинематографиста это инструментальная вещь: прежде чем наложить грим на лицо актера, гример "примеряет" его на слепок лица. Особенно это важно при создании сложного грима - Лешу Верткова, сыгравшего главную роль в фильме "Белый тигр", гримировали несколько часов, чтоб показать, как он был обожжен в танке.

Но, согласитесь, из этих масок получаются прекрасные скульптурные портреты, мгновенно узнаешь Миронова, Рыбникова, Броневого, Яковлева, Рину Зеленую...

Подробности

Зал костюмов

Прогулки со звездой

В кино если чего-то хочешь добиться - надо организовать не только работу на площадке, но и производство. Для фильма "Анна Каренина. История Вронского" и одноименного сериала мы сшили несколько тысяч платьев и костюмов, это был колоссальный труд: эскизы, выкройки, сметы, подбор тканей...

Вот костюмы царя и царицы к "Борису Годунову" Сергея Бондарчука 1986 года - видно, какая за этим стоит работа художников по костюмам, от создания эскизов до работы иглой. Все сделано с исторической точностью, всюду натуральные ткани, вручную отделанные, где нужно украшенные камнями. Такие рисунки на экране прекрасно смотрятся, вещь сразу получает дополнительный объем...

История

Бык из "Всемирной истории отравлений"

Прогулки со звездой

Это муляж - и бык, растянутый на веревках, и человек в кровавой тряпке внутри быка... В "Ядах, или Всемирной истории отравлений" надо было отравленного Чезаре Борджиа (Андрея Панина. - Ред.) искупать в бычьей крови, чтоб исцелить от яда. Андрей сидел в муляже, но надо было и живого быка доставить на площадку: показать, как его ведут к алтарю, чтоб зарезать. Разумеется, бык не пострадал. Но мы организовали практически военную операцию: вызвали на площадку врачей, ветеринаров, пожарных с брандспойтами... Даже снайперы с ружьями, заряженными снотворным, тут были.

Съемка длилась минут 40, а в фильме все заняло секунд 30.

Борджиа, кстати, по сюжету исцелился.

Кстати

Музеи при киностудиях

Музей киностудии Warner Bros (Бербанк, США)

В экспозиции - пианино Сэма из "Касабланки", костюмы Хэмфри Богарта и Ингрид Бергман, шляпы Одри Хепберн", оригиналы сценариев и личные адресные книги братьев Уорнер, статуэтки Оскара, мотоцикл Джеймса Дина, многочисленные письма. Отдельный зал посвящен "Гарри Поттеру".

Melody Ranch Museum (Лос-Анджелес)

Киностудия-ранчо, прежде называлась Monogram Studios Western, здесь снимались вестерны. На территории - декорации банка, тюрьмы, магазина, гостиницы, церкви, конюшни, бара - все в стиле Дикого Запада. В числе экспонатов вестерн-реквизит, ретроавтомобили, изрешеченные пулями, повозки и танки.

Cinmathque Franaise (Париж)

Из 7 этажей 4 отведено под выставочное пространство, кинозалы, библиотеку. В коллекции 60 тыс. фильмов, документы по истории кино, в т.ч. рукописи сценариев, техника, костюмы, декорации. Среди экспонатов первые кинокамеры, платье Вивьен Ли из "Унесенных ветром", кафтан Николая Черкасова из "Ивана Грозного".

Ответы
Наше кино Москва Столица