19.06.2019 12:07
Культура

Овчинников: уровень пианистов на конкурсе Чайковского очень высокий

Текст:  Татьяна Эсаулова
В первый день на вечерних прослушиваниях пианистов в Большом зале консерватории аншлаг. Выступили канадский, украинский, три российских и три китайских пианиста, исполнившие сложнейшие программы. Член жюри XVI конкурса Чайковского народный артист России, профессор Московской консерватории Владимир Овчинников рассказал, каким был этот старт.
Читать на сайте RG.RU
Выступление конкурсантов на XVI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве
В Москве открылся XVI Международный конкурс им. П.И. Чайковского

Владимир Павлович, можно ли в первый день конкурса говорить об уровне его участников?

Владимир Овчинников: Безусловно, должно пройти какое-то время, но даже по результатам первого дня хочу сказать, что уровень пианистов очень высокий. Была продела большая работа во время предварительного отбора и можно уверенно говорить о том, что XVI конкурс Чайковского состоится и войдет в историю.

Вы прошли немало конкурсных испытаний. Что на первом туре самое сложное для участника?

Владимир Овчинников: Сложностей много, и самая первая - это программа. Ребята играют по три этюда. Обычно выбираются самые трудные: сегодня несколько раз прозвучала Кампанелла, а украинский пианист исполнил сложнейший этюд Листа по Паганини. В мое время играли и по четыре этюда, но сейчас сам тур длится пятьдесят минут, почти час! А на таком серьезном состязании каждая нота имеет значение. В программе представлены не только Бах, но и обязательная венская классика. Сегодня в основном все играли Бетховена, только наш пианист исполнил Гайдна - там сразу была слышна школа. И, конечно же, Чайковский! Он как лакмусовая бумага показывает, кто и как понимает русскую музыку.

Здесь можно показать себя с разных сторон - с виртуозной, технической, музыкальной. Но, это конкурс! Все находятся в стрессовом состоянии, совершенно невозможно расслабиться. В таких условиях показать свои лучшие стороны суперсложно! Но что приятно, публика принимает конкурсантов очень тепло и восторженно, вызывают по нескольку раз после исполнения, и мы тоже аплодируем с большим энтузиазмом.

Из восьми прозвучавших сегодня сонат Бетховена шесть Аппассионат! Слух не замыливается?

Владимир Овчинников: Иногда такое бывает. Когда все нормально, слушаешь спокойно, но вдруг что-то начинает, как говорится, резать ухо, это сразу слышно. Отмечу другое: все эти Аппассионаты были очень разные. Отрадно, что у молодых музыкантов свое видение, свой слух на это великое произведение. Конечно же, не все пока понимают его глубину и значительность, не все дотягивают до него, но все-таки стараются хорошо себя показать. Играют в основном с виртуозным налетом, а музыка - она говорит сама за себя!

Энциклопедия конкурса Чайковского: По каким нотам играют на конкурсе

Какой сегодня был Чайковский?

Владимир Овчинников: Чайковский был утонченный. Ребята выбирали мало исполняемые произведения и при этом очень сложные. Это здорово и просто удивительно, что стараются играть не то, что популярно, а, напротив, менее известное.

Но с другой стороны, например, ту же "Думку" они играли как-то по-деловому, недостаточно глубоко вникая в суть музыки Чайковского, образа! Это произведение нужно играть вдумчиво и серьезно, а какие-то танцевальные фрагменты должны быть более характерными.

Каждый продемонстрировал свою виртуозность, техническую оснащенность, но хотелось, чтобы это было сыграно даже кряжисто, характерно, с присядками! Здесь мне немножечко не хватило разнообразия, русской удали, открытости, широты и, самое главное, глубины этой музыки. Хотелось просто сеть и поплакать с героем этой пьесы, но этого пока что не случилось!

Сегодня были представлены звучания роялей самых разных марок…

Владимир Овчинников: Для нас стал открытием китайский инструмент, он оказался ярким, достаточно разнообразным по тембру, а главное он заполнял зал и в общем-то мало чем отличался от Стенвея. Мы ведь так привыкли к его звучанию, к его голосу в Большом зале.

Энциклопедия конкурса Чайковского: Сколько стоили награды

Разочаровал рояль Fazioli, он звучал и на открытии конкурса. Когда-то я играл на нем в Англии и Голландии и помню, что тоже к нему привыкал - он был специфическим, особенно в басовом регистре. И сегодня этот инструмент явно не заполнял этот прекрасный зал с такой чудесной акустикой, звучания не хватало. Я был просто разочарован.

Ваш любимый рояль?

Владимир Овчинников: Ну, конечно же, Стенвей! Несмотря на то, что дома у меня Бехштейн - старый и очень голосистый (иногда приходится даже подушками его обкладывать, чтобы не беспокоить чрезмерно соседей), Стенвей дает такую палитру красок звучания, с ним можно разговаривать душевно.

Классика Москва Столица