Во-первых, дело дошло до Кеннета Броберга (26 лет, США), ученика выдающегося педагога Станислава Юденича. Кеннет единственный на всем конкурсе, заросшем бетховенскими "Аппассионатами" и "Аврорами", исполнил 31-ю Сонату. И не было сомнений, что на горизонте появился мыслитель, способный всерьез выступить от лица композитора и достойно преподнести гениальную третью часть сонаты, полную скорби и горечи. Рахманинов (Этюд-картина ре минор, соч. 9 №8) наконец превратился в "картину". Ми-минорный Этюд Шопена пианист, пожалуй, перетончил, развернув его в целую романтическую картину - и ранящую, и миротворяющую. Затем зазвучала "Дикая охота" Листа - и с каким шиком! Кеннет завершил свое выступление "Думкой" Чайковского в старом добром стиле, по которому мы очень тосковали (по такому безоглядно-искреннему Чайковскому), но это уже, конечно, больше работа педагога.
Во-вторых, стало очевидно, что Альберт Кано Смит (22 года, Испания) и Джордж Харлионо (18 лет, Великобритания), чья игра как в техническом, так и в художественном смысле явно недотягивала до среднего уровня XVI конкурса, были отобраны в него, представляя "красивые" страны для статистики, превращающей конкурс в подлинно международный. А то ведь и так 10 человек из 25 пианистов - россияне, и это сильно смахивает на междусобойчик.
В-третьих, грубая, слишком громкая, слишком быстрая и совершенно не интригующая игра нашей молодой звезды Александра Малофеева (17 лет) похоронила крайне неприятные разговоры о том, что он, любимец председателя жюри Дениса Мацуева, непременно получит первую премию. Малофеев - феноменальный виртуоз, но его темпы (например, в третьей части "Аппассионаты") предполагают скорее истерику, чем высокое нетерпение новейшего поколения. Зато - браво пианисту за этюд Листа "Мазепа", где ему удалось чуть приглушить всю "начинку" и выявить наконец саму тему без всяких оттяжек. Ведь он такой на конкурсе один!
Но я продолжаю настаивать на том, что пора пресечь тенденцию эксплуатации детей - и в передачах "Голос. Дети" и "Лучше всех", и на роскошных музыкальных конкурсах. Потому что это неблагородное потакание пресыщенной публике, а никакая не забота о детях.
Главный подарок публика получила на последнем вечернем прослушивании. Это выступления двух красавиц, заставивших пожалеть, что отборщики выпустили на конкурс всего лишь двух пианисток!
Так вот, Сара Данешпур (32 года, США), уже не раз пробовавшая свои силы на конкурсе Чайковского, играла просто феерически. В ее остренькой фа-мажорной Сонате Гайдна вторая, медленная часть вышла сказочной красоты.
А с каким удовольствием зал, уставший от звуков, похожих на взрывы гранат, внимал номерам из "Спящей красавицы" в переложении Плетнева! После "Хоровода гномов" Листа публика в восторге стала кричать Саре "браво!" и вскакивать с мест…
У Данешпур последний возрастной предел для конкурсанта. И зачем ей, такой интересной пианистке, виртуозке, настоящей артистке, сдался этот конкурс? Однако зарубежные коллеги подтверждают: мир полон пианистов, пусть и распрекрасных, а эффективным менеджерам, часто ничего не смыслящим в музыке, нужен только послужной список с густым перечнем побед.
Анна Генюшене (28 лет, Россия), полная противоположность Саре, всем своим видом, включая длинное черное "монашеское" платье, подчеркивала, что она готова к самым тяжелым боям и самым неожиданным последствиям. Это она единственная на конкурсе выбрала Сонату Клементи - и не прогадала, сыграв ее виртуозно, хотя особой виртуозности там не предполагалось. Вся программа пианистки была выдержана в строгом академическом стиле.
В 12 ночи объявили итоги I тура. Вместо 12-и человек жюри милосердно пропустило 14.
Среди них и Броберг, и Данешпур, и Генюшене, и завершавший первый тур До Хен Ким (24 года, Республика Корея).
Из наших прошли еще Емельянов, Шишкин, Гугнин, Мельников, Копачевский, Тарасевич-Николаев. Из китайцев выбрали Ань Тяньсю. Италию продолжит представлять Гаджиев; Францию - Канторов. И, ко всеобщей радости, прошел японец Мао Фудзита, в исполнении которого с нетерпением ждем Скрябина.