27.06.2019 14:56
Культура

На Конкурсе Чайковского продолжается финал у скрипачей

Текст:  Анна Ефанова
Всего восемь дней соревнуются скрипачи на Конкурсе имени Чайковского, а, кажется, что знаешь каждого очень давно. Во многом, благодаря трансляциям на medici.tv, где видишь, как музыканты готовятся к выходу на сцену и как реагирует после, когда их выступления закончились.
Читать на сайте RG.RU
Выступление конкурсантов на XVI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского в Москве

Сейчас, когда финал пересек экватор, все чаще вспоминается реплика венгерского скрипача, члена жюри XVI Конкурса имени Чайковского Кристофа Барати: "Будем переживать за музыку".

Мартин Энгстрем: Уровень скрипачей значительно вырос

В финале действительно играют настоящие артисты, виртуозность которых соседствует со стилистической точностью в интерпретациях и своеобразием сценической подачи музыкального материала.

Во второй день финала выступили Айлен Притчин (Россия) и Милан Аль-Ашаб (Чехия). Помимо обязательного для исполнения Концерта Чайковского, они сыграли моцартовские Третий концерт (Айлен Притчин) и Четвертый (Милан Аль-Ашаб). Борьба развернулась нешуточная.

Драматургия моцартовских концертов с контрастным противопоставлением частей требует от музыкантов умелого владения временем. Здесь нет сложных приемов. Трудность таится в постоянных переходах от одного эмоционального состояния в другое. Нужно не перегрузить музыку акцентами, при этом сохранив ритмические особенности сочинений.

С огромной внутренней убежденностью прозвучал Третий концерт Моцарта у Айлена Притчина. Здесь поражала и мелодическая изобретательность (особенно в крайних частях), и широта лирического высказывания (во второй части). Стоит ли говорить о прекрасных диалогах солиста с оркестром Московской филармонии под управлением Юрия Симонова. К слову, оркестр играл с вдохновением и энтузиазмом. "Умно и обаятельно", - кратко суммировала впечатления член жюри Конкурса, победительница IX Конкурса Чайковского Акико Суванаи об исполнении Айленом Притчиным Концерта Моцарта. Трудно не согласиться.

Энциклопедия конкурса Чайковского: Как начиналась номинация "Скрипка"

Интерпретация Четвертого концерта Моцарта у Милана Аль-Ашаба была продумана до мелочей. "Лучше всего, когда играешь сочинения Моцарта от сердца, - говорил конкурсант до выхода на сцену. - Я постараюсь сыграть так, чтобы публика почувствовала, насколько это великая музыка". И ему удалось выполнить задуманное.

В Концерте Чайковского Айлену и Милану удалось сочетать яркость музыкального материала с гармоничной стройностью композиции целого. Естественно и непринужденно оба провели первую часть, демонстрируя свою музыкальность и техническое мастерство. Откровением стала вторая часть, в которой скрипка по-своему запела у каждого из конкурсантов: чувственно и лирично - у Айлена, взволнованно и полетно - у Милана. Стремительный финал, проникнутый атмосферой праздника, блестяще завершил Концерт в прочтении двух музыкантов. Виртуозность партии солиста здесь проявилась в полной мере.

Финал завершится сегодня. Итоги Конкурса подведут в 22:30 на сцене Концертного зала имени Чайковского

Классика Москва Столица