16.07.2019 14:19
Экономика

Пригородным маршруткам в Воронеже прописали объезд

Зачем воронежские власти хотят разделить автобусные маршруты - на городские и пригородные
Текст:  Татьяна Ткачёва (Воронеж)
Российская газета - Экономика Центрального округа: №153 (7911)
Запретить маршруткам из пригорода ездить через областной центр могут уже с сентября. В мэрии надеются, что это поможет разгрузить улицы от транспорта. Идея, однако, вызвала у воронежцев резкое неприятие. В ситуации разбиралась корреспондент "РГ".
/ Игорь Филонов
Читать на сайте RG.RU

Задом наперед

Первый заместитель главы администрации города Сергей Петрин сообщил, что создание сети пересадочных узлов предусмотрено в новой схеме организации дорожного движения. Сейчас она в стадии разработки. Ожидается, что пригородные маршрутные автобусы станут ходить только до окраин областного центра. Дальше пассажирам надо будет пересесть на городской общественный транспорт.

Износ воронежских автобусов достиг 86 процентов

Разорвать чересчур длинные маршруты и тем самым уменьшить количество автобусов, конкурирующих за пассажиров в центре Воронежа, эксперты предлагают давно. Им вторят и общественники. Специализирующийся на теме транспорта блогер Виталий Иванищев обратил внимание, что в столице Черноземья сложились две самостоятельные маршрутные сети:

- Одна регулируется муниципальным управлением транспорта, вторая подчинена областному. Областные маршрутки наравне с городскими ходят по центральным улицам. Но в них нельзя оплатить проезд банковской картой, их местоположение не отображают программы отслеживания через ГЛОНАСС. Количество областных маршруток - до трети от городских. Безобразие на самом деле. Система должна быть едина и работать по понятным правилам.

На первый взгляд, власти и решили воплотить эту вроде бы правильную схему, просто оставив областные маршрутки за пределами города. Почему же никто не обрадовался?

Дело в том, что в столице Черноземья нет возможности совершать несколько поездок по цене одной (в заданный промежуток времени). Разговоры о внедрении пополняемых транспортных карт с такой опцией велись. Воронежцы полагают, что логичнее создать условия для езды с пересадками, а потом делать ее безальтернативной. Пока же новации планируются в обратном порядке.

Кошелек против

В Казани появилось бесплатное такси для инвалидов

Как отметил координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог" в Воронежской области Игорь Яковлев, сокращение пригородных маршрутов больно ударит по жителям Новоусманского и Семилукского, а также отчасти Рамонского районов. Сегодня у них есть возможность без пересадок доехать на маршрутке как до центра города, так и на периферию. Например, маршрутный автобус N 102 "Семилуки - Воронеж" проходит через Советский и Ленинский районы. Конечная остановка находится на центральной улице Фридриха Энгельса. Поездка длится 35-40 минут и обходится в 36 рублей. Билет в городских маршрутках стоит 17.

Поскольку, анонсируя реформу, чиновники не смогли сказать, какой будет цена проезда по укороченным межмуниципальным маршрутам, люди заволновались, что путешествие с пересадкой окажется дороже. А с учетом ожидания транспорта - и продолжительнее.

Ожидается, что пригородные маршрутные автобусы станут ходить только до окраин областного центра

- Пассажиров обязывают выйти из одного микроавтобуса в не самом удобном месте, взять штурмом другой автобус, а потом еще сделать лишнюю пересадку, - объяснил Иванищев. - В Воронеже должна сначала появиться нормальная система городских перевозок: с магистральными и подвозными маршрутами, транспортными картами, пересадочными тарифами, выделенными полосами... Тогда жители области смогут приехать на окраину на автобусе или авто, с комфортом пересесть в городской транспорт и по единому тарифу за ожидаемое время добраться до нужного места.

Активисты Общероссийского народного фронта обратились в облправительство с просьбой не допустить сокращения маршрутов в 2019 году - до введения транспортных карт. Они также предложили свой вариант решения проблемы: продлить городские маршруты до соседних с Воронежем населенных пунктов. Тогда, правда, гонки водителей, стремящихся первыми перехватить пассажиров, могут переместиться на пригородные дороги. Не исключено, что упадет и выручка у межмуниципальных перевозчиков.

Тариф на перспективу

Тем временем их городские коллеги добиваются повышения платы за проезд в общественном транспорте. Экономическое обоснование для этого рассматривают в региональном управлении по тарифам. Пока вердикт не вынесен, в мэрии избегают называть конкретные цифры. Но на фоне слухов о том, что перевозчики приготовились бастовать, население все же предупредили о том, что цена может вырасти в середине осени - до 21 или 23 рублей.

На "Иннопроме" представили новый низкопольный трамвай

Руководитель ГК "Автолайн" (обслуживает многие маршруты в Воронеже) Дмитрий Крутских рассказал, что ситуация обострилась из-за подорожания топлива (более чем на 30 процентов за год), которое съедает половину валового дохода, приносимого каждым автобусом. Сказывается и необходимость покупать технику - власти города требуют обновлять подвижной состав. (Что, впрочем, не мешает некоторым компаниям использовать на маршрутах "убитые" машины, извергающие черный дым. - Прим. "РГ".) Индексация тарифа поможет повысить безопасность и качество перевозок, выпускать транспорт на линию поздно вечером и ночью, добавил Крутских.

По его словам, достойная цена проезда в автобусах малой вместимости - 19 рублей, средней и большой - не менее 27, а прийти надо к некоему среднему варианту, например, в 25 рублей. Хотя и при такой стоимости проезда приобретать современные автобусы большого класса будет затруднительно.

На данный момент тариф для маршруток в Воронеже не дифференцирован. Раньше билет в маленьком автобусе, наоборот, стоил дороже. Иначе "большегрузы" ходили бы полупустыми. Что, впрочем, нередко можно видеть и сегодня, когда цена на проезд едина. Многие воронежцы предпочитают с ветерком катиться в битком набитой юркой "газели" Next, а не стоять в безопасном ЛиАЗе. Сидячих мест в них примерно поровну (18 против 23), а те, кто теснится в проходе, пока готовы рисковать здоровьем в обмен на выигранное время.

Прямая речь

Игорь Яковлев, координатор проекта "Дорожная инспекция ОНФ / Карта убитых дорог" в Воронежской области:

- Новшество, которое предлагают власти в части создания на окраинах транспортно-пересадочных узлов, без комплексного переформатирования системы общественного транспорта значительно ухудшит обслуживание десятков тысяч людей. Они будут тратить на поездку больше времени и денег. Водителям объявили, что пригородные маршрутные автобусы с сентября 2019 года начнут ходить только до окраин Воронежа. Между тем этот транспорт обслуживает часть городской агломерации. По имеющейся у нас информации, восемь из 37 тысяч трудоспособных жителей Семилукского района работают в Воронеже. Транспортные узлы отсекут их от регионального центра. Это станет препятствием для трудовой миграции и интеграции пригорода в агломерацию.

Мы в очередной раз просим власти подумать над созданием единого оператора, который бы нес ответственность за функционирование дорожно-транспортной системы Воронежа. Сегодня одно ведомство курирует дороги, другое - общественный транспорт, третье - вопросы обеспечения безопасности. Результат - разбалансировка и явно сырые решения.

Общественный транспорт Воронеж Центральная Россия