22.07.2019 11:45
Культура

Автору бессмертных песен к диснеевским хитам исполнилось 70 лет

Текст:  Валерий Кичин
Любители серьезной музыки ходят в театр на композитора - слушать Верди или Пуччини. В концертный зал - слушать Бетховена или Шопена. В кино знатоки ходят на режиссера. В случае с Аланом Менкеном ходят в кино на автора музыки.
/ EPA/ SERGEI ILNITSKY
Читать на сайте RG.RU

Менкен - знак качества, гарантия, что на душе будет хорошо. "Красавица и Чудовище", "Покахонтас", "Аладдин", "Горбун из Нотр-Дам", "Зачарованная". "Русалочка", "Геркулес" - музыка в этих фильмах играет первую скрипку, она едва ли не важнее сюжета. Ее первых звуков достаточно, чтобы душа запела.

Создательнице "Семнадцати мгновений весны" исполнилось бы 95 лет

Ведь мало кто умеет так нежно окунуть нас в сказку - прекрасную, волшебную, полную добра и любви.

Может быть, потому, что увлечение музыкальным сочинительством для Менкена началось в раннем детстве, когда в четыре года он впервые сел за фортепиано: парнишке задавали играть Бетховена, и он исправно играл, но свои импровизации. Он думал, что делал вид для родителей, а на самом деле сочинял. И музыка для него сразу соединилась с любимыми сказками и фантазией.

Его мама Джуди была актрисой на Бродвее, его папа Норман - потомственным стоматологом, который в свободное от выдирания зубов время играл на фортепиано буги и посещал бродвейские мюзиклы. Дом был полон музыки, и, казалось, именно в ней призвание Алана. Но он пошел по стопам папы и чуть не стал еще одним стоматологом этой семьи. В университете изучал антропологию, психологию, пока не занялся музыковедением. Чтобы заработать, аккомпанировал в балетном классе, написал для него рок-балет "Дети мира", там и нашел будущую супругу. А первым большим успехом стал мюзикл "Маленький магазинчик ужасов", который с его музыкой поставил нью-йоркский театр "Орфей" по нашумевшему фильму Роджера Кормана и играл с переполненным залом в течение пяти лет - для офф-Бродвея это рекорд.

На экраны выходит второй фильм Ари Астера "Солнцестояние"

После такого триумфа для композитора открылись двери голливудской студии Уолта Диснея. И там с фильма "Русалочка" и премий "Грэмми" за песню Under the Sea, "Золотой глобус" и "Оскар" за весь саундтрек началась его блестящая карьера.

Менкен не балуется рок-ритмами, не пишет попсу. Работает в стиле великого американского музыкального мейнстрима - симфоджазового, мелодичного, по настроению чаще всего раздумчивого, в балладном стиле или светлого и нежного, продолжая традиции таких титанов, как Джордж Гершвин, Ирвин Берлин, Ричард Роджерс, Коул Портер.

Новый "Король Лев" как прообраз новой эры в кино

Но в отличие от них на Бродвее Менкена не признавали очень долго. Пока студия Диснея не стала переносить свои самые успешные сюжеты на бродвейскую сцену, и публика не зашлась от восторга. Так возникли сценические варианты "Русалочки", "Красавицы и Чудовища", театральный мюзикл "Действуй, сестра!", потом тоже ставший кинофильмом. В 2008 году в Москве театральная компания Stage Entertainment представила русскую версию "Красавицы и Чудовища" - она шла несколько лет с непреходящим успехом.

В свои семьдесят Менкен по-прежнему бодр, полон фантазий и оптимизма. Он - признанный классик и один из самых любимых в мире кинокомпозиторов. Его мелодии можно слушать бесконечно, снова и снова улыбаясь, - в них доброта, свет, любовь и обязательно юмор.

Семь самых кассовых киномюзиклов Алана Менкена

По данным интернет-портала IMDb, фильм "Красавица и Чудовище" с музыкой Алана Менкена возглавляет список самых кассовых мюзиклов всех времен (более 504 миллионов долларов). На 3-м месте - "Аладдин" (325 млн), на 27-м - "Покахонтас" (142 млн), на 31-м - "Зачарованная" (128 млн), на 35-м - "Русалочка" (112 млн), на 42-м - "Горбун из Нотр-Дам" (101 млн), на 43-м - "Геркулес" (99,5 млн).

Семь лучших саундтреков Алана Менкена (выбор автора):

1. Be Our Guest ("Красавица и Чудовище") - очаровательная стилизация под французское кабаре: челядь зачарованного замка, обращенная в посуду и мебель, устраивает Красавице королевский прием.

2. No one's slick as Gaston ("Красавица и Чудовище") - песня хвастливого и трусливого Гастона - самовлюбленного павлина, уверенного, что все девушки мира у его ног.

3. Beauty and the Beast ("Красавица и Чудовище") - песня пробуждающейся любви: это чудовище совсем не прекрасный принц, но что-то в нем есть!

4. Kiss The Girl ("Русалочка") - песня робкой любви: морская живность учит нерешительного героя, как нужно открыть девушке свои чувства. Снова фирменный юмор в музыке и в пластике.

5. Практически вся музыка к фильму "Аладдин" - восхитительная, остроумно инструментованная восточная сюита с вдохновенной "Wedding Song"; ее всю можно исполнять отдельно в концертах.

6. The Bells of Notre Dame ("Горбун из Нотр-Дам") - еще одна "французская" стилизация, сюита, включающая и соло, и хоры, и звуки знаменитой звонницы, где служил несчастный Квазимодо.

7. Someday ("Горбун из Нотр-Дам") - снова вариант "Красавицы и Чудовища", на этот раз более сумрачный, драматичный и проникновенный. Песня Эсмеральды, которая не вошла в окончательный монтаж картины и звучит только на финальных титрах.

Мировое кино Анимация